Село Дарна и его храм Воздвижения
Креста Господня (Приложения)

Приложение 1

Древняя история села Ивановское (Ивановское-высокое)

В XV-XVI веках Ивановское-Высокое входило в вотчину Пушкиных. Андрей Иванович Меньшой, один из последних в роде Пушкиных-Товарковых отдал Ивановское в Левкиев монастырь. Преподобный Левкий, ученик Пафнутия Боровского, основал этот монастырь в конце XV века на реке Рузе в Волоцком уезде. Левкиева обитель не стала столь знаменитой и богатой, как ее сосед - Иосифо-Волоцкий монастырь. Для Левкиева монастыря управле­ние отдаленным селом Ивановским, было не слишком удобно, и оно было отдано в оброк (в аренду) князьям Лобановым - Ростовским.

Опись 1584 года перечисляет земли сельца Ивановского. В нем был монастырский двор и 4 крестьянских двора. К Ивановскому «тянули» 18 пустошей, из которых 10 раньше были деревнями. Земли доходили до реки Истры, где лежали обширные луга и пустошь Бо­бырева, будущее село Троицкое. В начале 1580-х годов эти земли поступили в казну.

В начале правления новой династии Романовых сельцо было отдано в поместье князьям Хованским. Хованские по своему происхождению могли занимать ведущие места среди московского боярства, - они были потомками великого князя Литовского Гедемина, выехали на Русь при сыне Дмитрия Донского. Но князья Хованские начали служить не в столице, а в Волоцком уделе. Они и фамилию свою получили от Хованского стана в вер­ховьях реки Рузы, где располагались их земли. Служба не в столице привела к «захуданию» рода.

Особенно сильный удар получил род Хованских при Иване Грозном. Матерью двоюродного брата царя Владимира Старицкого была княгиня Евфросинья, урожденная Хованская. Вла­димир Старицкий был обвинен в заговоре против царя. Почти вся его семья и близкие по­гибли. После опричных казней Хованские почти исчезли из политической жизни страны. Но с конца XVI века род начал подниматься по службе. Один из Хованских стал близким родственником героя Смутного времени Дмитрия Михайловича Пожарского, он был женат на его сестре. И сами Хованские активно участвовали в событиях Смутного времени

При первых царях из династии Романовых князья Хованские заняли почетные места при дворе. Такое положение обеспечивало щедрые земельные владения вблизи от Москвы. В числе подмосковных поместий было получено и сельцо Ивановское на Даренке. В 1626 году в сельце числилось 14 дворов, что было очень много на фоне общего безлю­дья, два боярских хозяйственных двора и два двора приказчиков.

Новые владельцы Ива­новского, князья Иван Андреевич и Иван Федорович Хованские, были в довольно дальнем (в шестой степени) родстве друг с другом. Князь Иван Андреевич Большой отмечен в истории Смутного времени. Он боролся с Лжедмитрием II («тушинским вором»), вместе с ополчением Минина и Пожар­ского шел к Москве в 1612 году и был одним из главных командиров этого народного вой­ска. В первые годы правления царя Михаила Федоровича князь И. А. Хованский был на по­четном месте воеводы в Ярославле. В 1615 году он достигает высшего чина в Московском царстве - боярства. В последние годы жизни он был воеводой в Новгороде. И.А. Хованский умер в 1621 году. Половина Ива­новского была дана в «прожиточное поместье» его вдове княгине Дарье. Затем эта часть перешла к ее племяннику Григорию Андреевичу, после смерти того в 1644 г. – к его вдове Аграфене и сыну Семену.

Второй владелец Ивановского - Высокого князь Иван Федорович Хованский начал служить в конце XVI века. Он успел и послужить Лжедмитрию I и повоевать с литовцами. В 1623 году он стал боярином и получил назначение на воеводство в Астрахань. Эта должность требовала большой диплома­тической гибкости. Но фамильные качества Хованских - несдержанность, властность и амбициозность – подвели его. Два года воеводства прошли для него в бесконечных распрях с собственной администрацией. Многочисленные взаимные жалобы, посылаемые в Москву, так утомили центральное прави­тельство, что Хованский попал в «великую опалу». Он умер в 1625 году, имения были оставлены за его вдовой.

Жена Ивана Федоровича Хованского - Мария Афанасьевна, урожденная Татищева в 1652 году, незадолго до смерти, постриглась под именем Марфы в Московский Георгиевский монастырь на Дмитровке. Свои имения она разделила между Татище­выми и Хованскими. Половину Ивановского она оставила двоюродному внуку своего мужа князю Ивану Ивановичу Хованскому. 1653 году наследство молодого князя Ивана Ивановича Хованского, умершего в ссылке, переходит его дяде князю Семену Андреевичу. В сельце было 20 крестьянских и бобыльских дворов.

Положение Ивановского резко меняется в 1657 году. Основанный на соседних землях Вос­кресенский монастырь стал активно приобретать деревни. Обе половины Ивановского были конфискованы. Вероятно, вокруг сельца шла нешуточная борьба. В октябре 1657 года в Ивановское два раза приезжали писцы (или, выражаясь современным языком, реви­зоры).

Половина князя Семена Андреевича была «отписана на государя за иво вину». Какая это была вина, практически невозможно установить, можно только с осторожностью предполо­жить, что князь Хованский отказывался отдавать свое поместье монастырю. «Вина» не повлияла на его дальнейшую карьеру - он умер в боярах.

Конфискованная «за вину» половина сельца была возвращена (вероятно, чисто номи­нально, на бумаге) старому владельцу - Левкиеву монастырю. Это прямо расходилось с законом. Объяснить это заботой о благополучии мало известного монастыря невозможно. Тем более, что фактического возврата Левкиеву монастырю не произошло. Старосте сельца велели его «беречь до государева указа». И действительно, Ивановское - Высокое не дошло до старинного владельца, а вскоре было пожаловано Воскресенскому монастырю.

Вторая половина Ивановского, бывшая в поместье за князем Семеном Григорьевичем, также была конфискована, но без упоминания вины. На его половине насчитывалось 10 дворов с 37-ю крестьянами, но хозяйство самого помещика выглядело заброшенным: « двор помещиков, а на нем хором: изба, против ея клеть, да клечейка худая, да навес покрыт соломою да житница, стоит без хлеба». Эту половину царь Алексей Михайлович отдал в Новый Иерусалим. («Дано в строение Великого государя святейшего Никона патриарха в Новой Иеросалим в монастырь Живоносного Воскресения»).

Вероятно, князь Семен Григорьевич проявил больше гибкости, чем его дядя. Немного позднее ему были заплачены за половину сельца 700 рублей. Сохранилась расписка о получении этих денег, выданная князем Хованским патриарху Никону.

Древняя история деревни Рычково (Кречково)

В средние века Рычково, как и многие окрестные земли, было частью владений Пушкиных. Оно при­надлежало Пушкиным - Курчевым, сначала Ивану и его жене Евфросинье, а затем его брату Михаилу и племяннику Леонтию Михайловичу, тому самому, что брал на оброк деревню Дарну.

После Курчевых Рычково было у Юрия Татищева - близкого родственника княгини Марьи Хованской, владелицы Ивановского - Высокого. Юрий Игнатьевич Татищев был пред­ставителем одного из тех родов, которые отчаянно дрались за места на служебной лест­нице, «местничались». Он ввязался в местнический спор ни с кем-нибудь, а с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. В 1618 году царь послал его в войска с поздравлением Пожарскому. Но это показалось Тати­щеву унижением его родовой чести. Он сбежал из дворца и спрятался дома. За это «госу­дарь указал, а бояре приговорили – бить кнутом и послать к князю Дмитрию Михайловичу головой». Выдача головой означала только то, что проигравший в споре был обязан явиться к победителю и принести покаяние.

Битье батогами не уменьшило амбиций Татищева. В следующем году он заспорил с Се­меном Головиным, опять проиграл и был послан в тюрьму на три дня. Местничество было настолько обычным делом, что ни батоги, ни тюрьма нисколько не повредили дальнейшей карьере Татищева. Позднее он был воеводой в Вязьме, приглашался к цар­скому столу.

В 1621 году Юрий Татищев продал Рычково Федору Боборыкину. К этому времени Федор Васильевич Боборыкин, побывав на воеводстве в Тюмени, вернулся в Москву и жил при дворе. Придворная служба обязательно предполагала и земельные владения в ближнем Подмос­ковье. Так была приобретена земля на Песочне. Ценность ее повышалась близостью ожив­ленной Волоцкой дороги. Опись 1620-х годов показывает вотчину сразу после ее перехода в руки Боборыкиных. В Кречково (Рычково) было всего четыре двора (2 крестьянских и 2 бобыльских), двор вотчинника, поставленный, вероятно, уже новым владельцем. Центром владений Боборыкиных стала деревня Сафатова – будущее село Воскресенское.

Федор Васильевич Боборыкин умер в конце 1620-х годов. Его владения перешли к сыну - Роману Федоровичу.

Р.Ф. Боборыкин начал служить при дворе царя Михаила Федоровича Романова, и уже в 1625 году был в стольни­ках. Годом раньше ему было выделено, как и полагалась придворным чинам, подмосковное поместье. Разумеется, земля была выбрана рядом с приобретением отца. Роман Боборыкин, судя по всему, был отличным хозяином. Главную проблему - рабочих рук - Боборыкин решил в духе времени: он привез в свое поместье пленных татар, которых взял, служа воеводой на южной границе. В средние века превращение пленных в зависимое крестьянское население было обычным явлением.

Переписная книга 1646 года описывает вотчину стольника – село Воскресенское с деревнями. Деревня Кречково, с которой началась вотчина Боборыкиных, резко увеличила свое население. В ней в общей сложности стало 19 дворов (и 2 пустых), в которых насчитывалось 60 душ мужского пола.

Последней покупкой Романа Федоровича Боборыкина на Истре было сельцо Ивановское (Кашино).

Древняя история деревни Кашино (Ивановское-Кашино)

Раннюю историю деревни Кашино раскрывает документ, совсем недавно обнаруженный в архивах. В нем самым первым известным нам владельцем этих земель назван Федор Васильевич Пушкин. Он дал селище Ивановское и пустошь Дьяково в приданое своей дочери Фетинье, вышедшей замуж за князя Ивана Кашина. Селище стало деревней с двой­ным названием: Ивановское - Кашино.

После смерти княгини Фетиньи Кашиной приданое вернулось к ее матери Настасье (по второму мужу княгине Тюфякиной). К этому времени княгиня Настасья уже была стари­цей Вознесенского монастыря. Она продала Ивановское за двести двадцать рублей и деньги раздала по монастырям за упокой души своей дочери княгини Фетиньи Кашиной.

Подмосковные земли купили дворяне Есиповы специально для приданого дочерям. Домна и Катерина Есиповы вышли замуж за двух дьяков - М.С. Бледного и П.И. Матюшкина, которые и стали владельцами Кашина. Дьяк Михаил Семенович Бледный служил в Поместном приказе, Павел Иванович Матюшкин – в Приказе Большого прихода.

Сын и наследник Павла Матюшкина Иван Павлович женился на бедной дворянке Федосье Лукьяновне Стрешневой, что не обещало особых выгод. Однако ее сестру Евдокию выбрал на смотринах среди десятков девиц сам царь Михаил Федо­рович, и Матюшкины стали близкими родственниками правящей династии. В 1646 году сельцо Ивановское - Кашино насчитывало 7 дворов с 18 жителями. Вскоре Матюшкин продал Кашино своему соседу Роману Боборыкину.

Приложение 2

Опись имущества Крестовоздвиженской церкви в Дарне 1919 г.

«В Гражданский отдел Еремеевского Волостного Совета Церковнаго Совета села Дарны сведение о капиталах церковных и причта.

Церковного капитала всего хранится в Воскресенской сберегательной кассе на книжке – 190 руб. 75 коп. и более не имеется, а текущия израсходованы на дрова и ремонт Церкви.

Капиталов причта значится:

4% рента в 1100 рублей за № 2252.

Билет погашения долгов в 300 руб. за № 19574.

4% непрерывно-доходный билет в 100 руб. № 154966.

4% закладн. лист Ярославскаго Костромского Земельного Банка в 500 рублей за № 2720.

Все эти означенныя капиталы, принадлежащия церкви, положены на вечный помин и хранятся в Московской Конторе Государственнаго Банка, а 4 % непрер-доходный билет в 100 руб. в Москов. Казначействе, и с них причт получал проценты и более капиталов не имеется, так как настоящая Церковь, после сгоревшей деревянной, построена всего 18 лет с 1900 года.

В чем и подписуемся. Церковный Совет села Дарны.

Андрей Маеров. Дмитрий Максимов.

Священник Василий Раевский

Псаломщик Демитрей Алешин

Церковный староста Н. Куртасов. 1919-го января 13/26 дня.

Опись имущества Крестовоздвиженской Церкви села Дарны Еремеевской волости, Звенигородскаго уезда, приобретеннаго после сгоревшей деревянной церкви и вновь выстроенной и освященной каменной церкви в 1900 году.

Наименование вещей Количество
Кресты медные напрестольные 2
Крест деревянный напрестольный 1
Крест медно-посеребреный напрестольный 1
Евангелие напрестольное, обтянуто манчестером, деревянные крышки 1
Евангелие напрестольное углы обиты медными посеребренными краями 1
Крест медный 1
Евангелие – медью обиты крышки, в ящике для хождения по приходу 1
Дарохранительница медная 1
Кадила медныя 2
Прибор сосудов - серебряные 1
Ковш медный 1
Тарелки медныя 2
Семисвечник медный 1
Трехсвечники медные 2
Подсвечник выносный медный 1
Подсвечники медныя малыя 2
Купель медная, для крещения младенцев 1
Пара венцов медные 1
Паникадила медныя 3
Хоругви металическия 2
Крест животворящий большой деревян. 1
Плащаница бархатно-манчестеровая простая 1
Фонарь медный 1
Чаша медная для водосвящения 1
Иконы:
Спасителя с трех пределах живописныя на дереве 3
Божией Матери в трех пределах живописныя на дереве 3
Святителей, апостолов и пророков в иконостасе 55
Иконы: Воскресения, Святителя Николая в медно-посеребреной ризе 2
Прочия иконы живописныя 4
Канон покойный с медной крышкой 1
Облачения:
Воздухи и покровцы для сосудов 10
Священническия желтыя простыя 2
Красное простое 1
Черное простое постное 1
Будничное простое 2
Стихари простыя 2
Подризники простые 2
Завесы простые бумажные 3
Покровы для покойников 2
Богослужебныя книги:
Апостол в деревянных крышках в кожаном переплете 1
Апостол по углам накладные медные края 1
Минеи месячные 12
Часослова 2
Требника 2
Триоди постная и цветная 2
Октоиха 2
Псалтирь 1
Прочия приходныя, расходныя, брачныя и метрическия книги.
Колокола большой, средние и малые.
Сарай.

Все имущество церкви движимое и недвижимое приняли под свое ведение и собственность мы, прихожане – граждане селений: Дарны, Ивановскаго, Кашина и Небогаткова и передали Церковному своему Совету.

Чем и подписуемся:

Граждане селения Дарны
Михаил Алек. Галкин
Ф. (?) Шнапцев
Г. Суханов
Симягин
(Иниц. неразб.) Максимов
Дмитрий Максимов
Михаил Доброходов
Андрей Маеров
За неграмотных В. Школина и Димида Олонцова подписал А. (?) Дубакин
Председатель Ком. Бед. И. Газин».

Список сокращений

  • ПКМГ – Писцовые книги Московского государства
  • РГАДА – Российский государственный архив древних актов
  • ЦИАМ - Центральный исторический архив г. Москвы
Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (965) 384-48-20 info@darnahram.ru