В истории Церкви есть примеры святости не только отдельных людей, но и целых семей. Однако члены таких семей часто находятся как бы в тени святости своего выдающегося родственника. Так, преподобная Макрина, память которой отмечается сегодня, 1 августа, была старшей сестрой Василия Великого, отдавшей много сил его воспитанию, праведная Анфуса — матерью Иоанна Златоуста, а святой Сатир — братом Амвросия Медиоланского. Мы собрали несколько историй о святых людях, которые находились в таком «звездном» родстве.
Праведная Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста
У святителя Иоанна Златоуста тоже была святая мать. Жизнь святой Анфусы — пример того, каким именно образом жена спасется через чадородие (1 Тим 2:15): она смогла не только дать своему сыну достойный старт в жизни, но и привить ему любовь к Богу.
Анфуса вышла замуж за антиохийского христианина, весьма состоятельного человека по имени Секунд, но уже в 20-летнем возрасте овдовела, оставшись с двумя младенцами. Многие богатства принесли ей много скорбей, так как за ними началась настоящая охота — в надежде завладеть ее состоянием к ней выстроилась очередь из женихов. Однако Анфуса всем отказала. Вскоре скончалась ее маленькая дочь, и она всецело посвятила себя заботе о маленьком Иоанне. Она дала ему начальное образование и приучила читать Священное Писание.
Когда Иоанн стал подрастать, мать обеспечила ему возможность получить светское образование, которое включало изучение риторики, философии и юриспруденции. Когда будущий святитель решил принять монашество, святая Анфуса убедила его не оставлять ее в одиночестве, и в иноки он ушел уже после кончины матери.
Святая Моника, мать блаженного Августина
Праведная Моника Тагастинская была матерью блаженного Августина Иппонийского — знаменитого богослова и философа. Она родилась и была воспитана в благочестивой семье в г. Тагасте (совр. Сук-Ахрас в Алжире) и, когда подросла, вышла замуж за богатого чиновника по имени Патриций. Муж оказался равнодушным к христианской вере, обладал вздорным характером и ветреным нравом. Монике понадобилось очень много терпения, чтобы сохранять в семье мирный дух. Видя ее кротость и доброту, Патриций в какой-то момент заинтересовался христианством и решил принять крещение. Радость Моники была короткой. Через несколько дней после крещения ее супруг умер.
Ее сын Августин тоже не слишком радовал свою мать. В молодости он предавался разврату, пьянству, с удовольствием посещал языческие зрелища. Моника очень переживала за сына, но могла воздействовать на него только молитвой. Вскоре Августин впал в другую крайность: он вступил в секту манихеев, которые учили, что видимый мир сотворил не истинный Бог, а его злой антипод, которого они отождествляли с Богом Ветхого Завета. На протяжении следующих десяти лет Моника со слезами молилась Богу об Августине. Однажды она встретила епископа, обратившегося из манихейства, и попросила его повлиять на сына. Тот ответил, что упрямство Августина переломить спором невозможно, но прибавил: «Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет». Эти слова ободрили Монику.
Она последовала за Августином в Рим, а потом и в Медиолан, где тогда проповедовал святитель Амвросий. Слова святителя убедили Августина в ложности манихейства, и через некоторое время, на Пасху 387 года, он крестился. Святая Моника к тому времени была уже сильно больна. На 56-м году жизни она скончалась. В христианской традиции Моника — пример благочестивой матери, чья молитва и терпение привели к обращению ее сына.
Сатир, брат святителя Амвросия Медиоланского
У святителя Амвросия Медиоланского был брат, который почитается как местный святой в Милане. Его звали Ураний Сатир. По роду занятий он был судьей, настолько мудрым, милосердным и справедливым одновременно, что люди говорили, что он скорее «отец, а не судья».
Когда его брат стал епископом Милана, Сатир, будучи на тот момент еще некрещеным, помогал ему в управлении епархией. Во время одного из путешествий, вблизи острова Сардиния, его корабль попал в шторм.
Сатир с согласия его спутников взял из имевшихся на корабле запасных Святых Даров частицу Тела Христова, вложил ее в носовой платок, бросился в море и благополучно достиг земли. Через некоторое время после этого он крестился, и по возвращении в Милан умер в 378 году. Святитель Амвросий посвятил брату две надгробных речи, которые служат единственным источником сведений о его жизни.
Святитель Иосиф Студит, брат преподобного Феодора Студита.
Иосиф сначала подвизался вместе с братом в основанном Феодором монастыре Сакудион, а в 807 году был избран архиепископом Солунским. При императоре Константине VI, которого Иосиф обличал за недостойное поведение, он был удален с кафедры и отправлен в заточение, откуда вернулся через два года. Гонениям Иосиф Студит подвергся и при другом императоре, Льве V Армянине, который возродил ересь иконоборчества. За отказ подписать иконоборческое исповедание святитель Иосиф был подвергнут пыткам и брошен в темницу. При императоре Михаиле II он был освобожден и прожил остаток жизни в Студийском монастыре.
Преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского
Кирилл и Мария были людьми знатного происхождения. Святой Кирилл занимал важный пост при дворе ростовского князя. Через некоторое время после рождения сына Варфоломея - будущего преподобного Сергия они обеднели и переселились из Ростова в Радонеж. Их старшие сыновья Стефан и Петр, женились, а Варфоломей выбрал монашеский путь. Родители одобрили его решение, но попросили, чтобы он ухаживал за ними до их кончины. Перед смертью Кирилл и Мария приняли монашество – ушли в Хотьковский Покровский монастырь, который в то время был одновременно и мужским, и женским. В 1337 году они мирно скончались.
***
Это лишь некоторые примеры святых, которые приходились родственниками известным угодникам Божьим. В истории Церкви есть и другие. Они показывают насколько важна атмосфера, которая царит в семье, и какое воздействие личный пример родителей, супругов, братьев или сестер имеет на людей, проживающих с ними под одной крышей.