Воскресный листок №33 (386)

Псалом 15. Почему его называют «Золотой поэмой» царя Давида?

Псалом 15. Почему его называют «Золотой поэмой» царя Давида?

Еврейское надписание 15 псалма переводится на русский язык как «Золотая поэма», а церковнославянское «Столпописание» указывает на сугубую важность текста, который достоин записи на памятном столбе или стеле. Что же такого важного хотел сказать в своей песни Давид, и почему её исполнение изначально задумывалось в храме?

Бог никогда не оставляет человека

Слово: Столпописание», которым помечен 15-й псалом, также встречается в надписаниях псалмов 56, 57, 58 и 59, в знак особой важности их текстов. Обстоятельства написания 15-го псалма были крайне сложными для Давида. Первым царём евреев был Саул, за нечестие которого от него отступила благодать Божия. Саул узнал от пророка Самуила, что тот помазал на царство вместо него юного пастуха Давида. Сам Давид чтил своего царя и не желал власти.

Однако Саул попытался убить «конкурента», чем вынудил Давида бежать и вступить с ним в гражданскую войну. В итоге этого противостояния Саул погиб, а Давид стал вторым царём евреев. Первоначально, по милости Божией избегнув покушения на свою жизнь во дворце Саула, Давид вынужден был бежать в земли филистимлянского царя Анхуса. Именно там он долгое время собирал сторонников для выступления против Саула.

В это время праведник не мог приносить положенные по закону жертвы в скинии (походном храме) евреев, так как она находилась в стане Саула. Давид переживал, что не может принести ягнёнка в жертву так любимому им Богу, но Всевышний дал ему знак, что не нуждается в ней: «Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс.15:2-3).

Под «святыми» в этом псалме Давид подразумевает богоизбранный народ, то есть евреев. Через пророков и разнообразные обстоятельства Господь постоянно возвещал им свою волю и пытался привить новую нравственность, совершенно не представимую для язычников, которую окончательно раскрыл уже сам Спаситель в нагорной проповеди. Но есть у этого стиха и второе толкование – Бог Духом Святым дивно наставляет праведников Церкви Христовой и этим вдохновением они понимают, как следовать по пути Евангелия.

Бог не оставит уповающего на него

Самое начало 15 псалма утверждает перед Богом и людьми глубокую надежду Давида на Всевышнего: «Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах» (Пс.15:1). Праведник сознаёт, что постигшие его тяжкие испытания, покушение Саула и бегство на чужбину, только обострили его молитвенную связь с Богом, а значит, усилили духовный рост Давида. Будущий царь благодарит за это Бога и обещает не приносить кровавых жертв ложным богам вместе с филистимлянами: «Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима» (Пс.15:4).

Давид говорит о том, что Бог в силах облагодетельствовать верного Ему праведника всем необходимым. Так, самого пророка за его отказ участвовать в языческих жертвоприношениях он удостоит не только возвращения на Родину, но и богатых угодий: «Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне. Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно eсть мне» (Пс.15:5-6).

Вместе с тем этот отрывок трактуется и по-иному. Наследие праведника – это Царствие Небесное. И если Господь – действительно самый важный элемент нашей жизни, если мы ежедневно обращаемся к Нему в молитве с той же жаждой, с каковой вдыхаем воздух, Он становится нашим жребием и наследием. Обретая Господа, мы получаем наивысшее благо, которое оказывается слаще и желаннее даже царского достоинства.

Давид заключает свою похвалу Богу рассказом о чудесном откровении, которое Бог дал ему в стране филистимлян. О некоем мысленном озарении, пришедшем к нему во сне: «Благословлю Господа, вразумившаго мя, eще же и до нощи наказаша мя утробы моя» (Пс.15:7). Через это озарение он понял не только как ему поступать в борьбе с Саулом. Давид узнал и о грядущем пришествии Спасителя, который примирит с Богом вообще всё человечество и даст праведникам возможность войти в Царствие Небесное.

Пророчество о Спасителе

Третья часть 15 псалма посвящена некоторому раскрытию Давидом пророчества о пришествии Мессии. От лица всех праведников на Земле Давид говорит слушателям, что на самом деле Господь всегда рядом с нами и поддерживает нас в праведных делах: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся» (Пс.15:8). Стояние справа от кого-либо в священных текстах является как раз символом поддержки и опоры, а правая рука или сторона – символом праведных и добрых дел.

«Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, eще же и плоть моя вселится на уповании» (Пс.15:9). Этим стихом Давид не просто утверждает свою радость от ощущения Творца рядом с собой. Он здесь тонко утверждает всеблагость Бога. Говорит о том, что раз у Бога достало любви не только сотворить человека, но и непрерывно помогать ему на протяжении всей жизни, значит, жизнь людская не бессмысленна и Господь уготовил нам великое предназначение.

И даже если сейчас (на момент жизни пророка и царя Давида) люди отделены от Бога грехом и его последствиями – болезнями, усталостью и смертностью, то Господь пошлёт своего Мессию, который сможет примирить человечество с Богом. И в конечном итоге все праведники будут выведены из ада в Царствие Небесное, а остальные люди будут воскрешены и далее станут жить вечно, уже не будучи подвержены тлению.

Об этом Давид сообщает в предпоследнем стихе псалма: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс.15:10). А в последнем стихе пророк уже почти открыто говорит о райских обителях и радости, которой перед лицом Божиим исполнятся те, кто будет следовать Евангелию, то есть идти путями весной жизни: «Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец» (Пс.15: 11).

Текст подготовил Андрей Сегеда
Источник

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (965) 384-48-20 info@darnahram.ru