Воскресный листок №20, 21, 22 (424, 425, 426)

Нагорная проповедь: какие новые заповеди принес людям Христос

Нагорная проповедь: какие новые заповеди принес людям Христос

По всей Галилее прошел слух о необыкновенном проповеднике и целителе — Иисусе из Назарета. Люди бросали дела и семьи и шли за Ним. Правда, в первую очередь от Иисуса ждали чудес и исцелений — здоровье и зрелища заботили людей больше всего. А Он вдруг стал их учить. Давать людям заповеди. Но у иудеев уже были заповеди! Суровые и строгие, которые много веков назад Господь продиктовал пророку Моисею на горе Синай. Что нового мог сказать людям Христос?..

Что такое блаженство?

Однажды ясным весенним днем Иисус, сопровождаемый большой толпой народа, оказался у Галилейского озера, у подножья покрытого зеленью и цветами большого холма. Здесь Христос оставил людей и один взошёл наверх. Он провёл там целую ночь, погружённый в молитву, а утром призвал к Себе учеников и с ними спустился к толпе.

И вот все шумят, ждут от великого проповедника какого-то откровения, многие стараются протиснуться ко Христу, коснуться Его, чтобы получить избавление от недугов — и действительно вдруг исцеляются... Перешёптываются: «Смотрите, смотрите, сейчас Он совершит какое-то большое чудо, и оно всех потрясет!» — «А может быть, этот человек — тот самый вождь, царь, которого мы так ждали? Сейчас Он объявит, что придёт в Иерусалим, свергнет власть римлян, сядет на трон и начнет царствовать над нашей землёй!» — «Верно! И все соседи его устрашатся, и все жители Иудеи получат от него богатства и блага!..»

Но ничего из того, о чём шептались в толпе, не происходит. Христос просто поднимается на небольшое возвышение, садится на камень так, чтобы Его было слышно и видно всем, и начинает говорить. Его речь позже назовут Нагорной проповедью. «Нагорная» — от слов «на горе».

Христос ясно говорит о том, как человеку достичь Царства Небесного, как получить радостную, счастливую — блаженную — вечную жизнь. Каждая фраза Иисуса начиналась со слова «Блаженны», поэтому Его заповеди, ступени на пути к вечной жизни, потом станут именовать заповедями блаженств.

Блаженство — от слова «благо». Если человек душой пребывает с Богом, то он испытывает блаженство, даже когда ему голодно, холодно или больно. Блаженство — это высшее счастье, высшее благо для людей. Сегодня слово «блаженство» используют редко. Есть же понятное слово «радость» — почему бы не назвать слова Иисуса «Заповеди радости»?

Но люди знают, что «радость» — это что-то проходящее. Например, ты мечтаешь о подарке. И наконец получаешь его, и очень этому радуешься. Но подарок может испортиться, потеряться, сломаться... Наконец, его у тебя могут отнять. И радость уйдёт вместе с ним. Или по-другому: ты получил подарок, который долго ждал, очень этому обрадовался, но прошло время, и радость как будто испарилась. И подарок уже надоел, и уже хочется другой, побольше, покрасивее, подороже. А потом — ещё и ещё...

Так вот, блаженство — это тоже радость, но радость особая, которая не проходит. Если ты обретаешь блаженство, то радость твоя настолько полная, что тебе уже больше ничего не нужно, никаких других подарков, и никакие невзгоды твоё блаженство у тебя не отнимут.

Блаженство, о котором говорил Христос, приходит, когда рядом с тобой — Бог. И — вот чудеса! — такую особую радость можно получить уже сейчас, в нашей земной жизни. Мало того, земная жизнь закончится, а блаженство останется! Его даже станет больше в новой, вечной жизни! Вот об этом говорил Христос Своим ученикам на берегу Галилейского озера.

Новые заповеди

Зачем нужны были людям новые законы? Ведь у иудеев уже были заповеди, которые пророк Моисей давным-давно получил на горе Синай. В этих заповедях Ветхого Завета — простых и строгих — сказано было о том, чего людям делать нельзя, чтобы вести жизнь, угодную Богу: не делай себе кумира, не убивай, не кради и так далее. Неужели Иисус решил их отменить и дать взамен свои правила?

Нет. Наоборот, всю Свою земную жизнь Иисус в точности исполнял законы Моисея и ни разу не согрешил. Как человек, Он не только не нарушил, а исполнил Божий закон в точности. Но Христос пришел в мир людей не только затем, чтобы показать, как нужно исполнять Божий закон. Он, по воле Божьей, дополнил закон новыми заповедями. И в них говорится уже не о том, чего нельзя делать, а о том, что нужно делать, чтобы получить высшее счастье и радость — то самое блаженство и в земной, и в будущей вечной жизни.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», — говорил Иисус.

Так что же это за заповеди блаженств, которые дал Христос людям?

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Почему «нищие» блаженны? Разве хорошо быть нищим, то есть бедным, несчастным? Нехорошо. Но Христос говорит о «нищих духом», то есть не гордых, смиренных людях. Они надеются только на помощь Божию. Они понимают, что всё, что у них есть — здоровье, ум, талант, — дал им Господь. Понимают, что несовершенны, но в то же время они не чувствуют себя бедными, потому что знают: есть Бог. И желают, чтобы Бог с ними оставался, хотят не лишиться любви, которую Он создает и которая и есть их главное богатство. Потому что богатство для них — это не деньги, не сокровища, а именно единение с Богом.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Когда тебя обидели, когда случилась беда, как ты это переживаешь? Ты плачешь. Но разве плакать — это хорошо? Бывает по-разному.

Слёзы слезам рознь. Люди часто плачут от обиды и от гнева, от упрямства и от усталости, от боли и отчаяния... Это всё не те слёзы, о которых говорит Христос. Вернее, так: если ты заплакал, и в этот момент думаешь только о себе, о своем горе, если считаешь, что ты со своей бедой — один на один, то слёзы твои льются впустую. Но если вместо того, чтобы отчаиваться, злиться, желать отомстить обидчику, ты подумаешь о Боге, обратишь свои слёзы Ему: «Господи, помоги, утешь, подскажи! Мне плохо сейчас, будь мне опорой!» — то Господь будет рядом и утешит тебя.

Есть ещё слёзы сострадания, слёзы милосердные. Если с нашим близким случилось что-то плохое, то мы сострадаем ему, жалеем его. Это говорит об особом состоянии нашей души. Наше сердце живо, оно отзывается на боль ближнего и, значит, может творить добро.

Особые слёзы — слёзы стыда. Христос говорит, что, если человек плачет о своих грехах, если он понимает, что несовершенен, если ему стыдно за какие-то свои плохие поступки, это хорошие слёзы. Ты плачешь, потому что раскаиваешься. Разве может Бог оставить такого человека? Нет, Он даёт ему утешение и радость. И блаженство!

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кротость — это что такое? Человек укрощает себя с Божьей помощью, сдерживает от гнева и раздражения, спокойно оценивает ситуацию, не паникует.

Представь: на тебя нападают ребята в школе. Дразнят, травят, преследуют... Но ты не хочешь отвечать злом на зло, дурным словом — на ругань, плохим поступком — на плохой поступок. Ты молчишь. Или даже наоборот, стараешься ответить обидчику добрым отношением, добрым поступком. Тебе могут сказать: «Ага, так ты испугался, да? Трус!» А действительно, может быть, ты испугался?.. Нет, кротость не значит трусость. Трус, предатель, хитрец не может быть кротким. Кротость — для сильных духом, справедливых, мужественных людей, которые знают свою силу, но не применяют её, потому что понимают, что месть счастья не принесёт. Они ведут себя так, как заповедовал Христос, и Бог даёт им силы выстоять и снести все обиды. Когда ты кроткий, Бог видит твои страдания, видит, как ты терпишь, и поддерживает тебя, посылает тебе блаженство.

Кроткий человек не обидит слабого, не оскорбит и не будет мстить тем, кто его как-то задел, а просто простит и помолится о них Богу. Он знает, что не ему судить обидчика, а Господу: Бог разберется, кто прав, кто виноват и за кем правда. А сам делает то, к чему его призвал Господь, и старается сохранять между людьми мир и любовь. Такой человек блажен и ему Господь обещает особую землю — не какой-то участок на нашей планете, а весь мир, который преобразится с наступлением Царствия Небесного!

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Спроси у кого-нибудь из своих друзей: что самое главное в жизни? Кто-то ответит: главное — это хорошо учиться и потом найти интересную работу. Другой скажет: главное — много путешествовать, чтобы были яркие впечатления, приключения... Третий вспомнит о здоровье, четвёртый — о деньгах... И каждый будет в чём-то прав. Действительно, и это может быть важным, и то... Сколько разных «правд» получается! Вернее, мы называем это «правдами», но если посмотреть на каждый ответ внимательно и задуматься, то в каждом можно найти свои «подводные камни»: и учёба может не нравиться, и не всякий, кто хорошо учится, потом находит любимую работу, и в путешествиях случаются неприятности и болезни, и деньги не всегда приносят удовлетворение, и даже собственное здоровье порой не радует, если рядом страдает другой человек... Получается, такой правды, которая принесла бы счастье всем-всем людям, не существует?..

Не совсем так. Просто правда человеческая несовершенна, она у каждого — своя. Она может быть неверной, может меняться. Значит, нужно искать не правду, а Истину, то есть правду Божью! А где ее отыскать? Только там, где Сам Бог: в Евангелии, в Церкви, в исполнении заповедей, в любви к ближнему.

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих», — сказал Христос. А Слово Божье — это сам Христос. «Алчущие» — значит голодные, «жаждущие» — значит те, кто хочет пить. Как голодный желает хлеба, а жаждущий — воды, так алчущие и жаждущие правды просят у Бога истинного Слова, то есть просят открыть им Истину и помочь её понять. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть обретут ту высшую правду, которую ничто не поколеблет и которая единственная даст им непреходящую радость.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Быть милостивым — это значит жалеть, сочувствовать, помогать, жертвовать. Легко быть милостивым к тем, кто рядом. А кто рядом? Родители. Младшие братья и сестры. Родственники. Одноклассники. Друзья... Им мы, как правило, готовы помочь и в делах, и в учёбе, и дома, их можем и пожалеть, если кого-то обидели, поухаживать, если кто-то заболел.

А в других случаях? Представь, что кто-то спросит тебя о том, как ты живешь. Ты, наверное, ответишь: «Хорошо живу! Я сыт, одет, у меня есть крыша над головой, я в безопасности. Поэтому я могу продолжать жить спокойно, довольно и беззаботно».

Но ты можешь и по-другому! Если заметишь, что есть кто-то, у кого всего этого нет — ни крыши, ни вкусной еды, ни безопасности. И этот «кто-то», может быть, совсем чужой тебе человек, очень во всём этом нуждается и даже просит об этом.

Но ведь ты можешь возмутиться: «Ну а мне-то что? Пусть себе просит! Я его даже не знаю, он мне не родной». А бывает, что этот человек успел сделать тебе что-то дурное, и ты думаешь: «С чего вдруг ему помогать? Разве он этого заслужил? Никаких поводов для помощи и милости к нему у меня, кажется, нет».

Но в том-то и дело, что заповедь Христа о милости относится ко всем. И к ближним, и к дальним, и к чужим, и к друзьям, и к врагам. У нас есть какие-то блага — дом, еда, одежда, здоровье... Мы испытываем от этого радость и удовольствие. Но всё это в какой-то момент мы можем потерять. И радости не будет. А если мы начнем помогать тому, кто в нашей помощи нуждается, если будем милостивы к тому, кому наша забота необходима, то обнаружим другую радость — Божественную. Если мы позаботимся о человеке, не оценивая, заслуживает он этого или нет, то нам откроется особая радость, связанная не с тем, что мы имеем, а с тем, что мы отдаём другим, прощаем им, не судим их: «заслужил — не заслужил»... И тогда «дальний» человек станет нам ближним, а недруг станет другом и братом.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Одна из заповедей, которую Бог дал Моисею, была «не убивай!». Это для нас понятно, что убивать нельзя, а раньше действовал другой закон: мстить обидчику — кровь за кровь, смерть за смерть — считалось нормальным. Бог запретил это. Христос, придя к людям, усилил эту заповедь: ни гнев, ни месть, ни убийство не должны находить места не только в наших поступках, но даже в нашем сердце. Сердце должно быть чистым от злых мыслей и желаний.

Представь: ты сидишь в машине. Машина чистая, только что вымытая. Она выезжает на дорогу. Вдруг на лобовом стекле появляется пятнышко. Потом — другое... третье... и вот уже всё стекло заляпано грязью. Внутри машины потемнело, а водителю и не видно, что происходит на дороге и куда ехать. Водитель вынужден остановить машину. Пока он не очистит стекло, дальше не поедет.

Водитель видит дорогу глазами, а Бога мы можем увидеть сердцем. Но и на сердце могут появиться «пятнышки грязи», которые не дадут нам увидеть Бога. Пятнышки эти — наши грехи, дурные мысли и чувства, то нехорошее, что «загрязняет» наше сердце. И мы, как тот водитель, должны очистить сердце для того, чтобы снова увидеть Бога и получить радость — блаженство — от Его созерцания, от нахождения рядом с Ним. А потом чистоту постоянно поддерживать. Именно для этого мы, христиане, регулярно ходим на исповедь — особое таинство, где мы рассказываем Богу про пятнышки на нашем сердце, просим прощения, что не уследили и дали им появиться, а Господь в ответ помогает нам все загрязнения смыть.

Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся

Ты поссорился с другом. Ты сердишься на него, он — на тебя, каждый считает, что он прав. Вы расходитесь в разные стороны, неся в душе нерастраченные гнев и обиду, и обрушиваете их на ни в чем не повинных людей. И заражаете гневом другого человека. А тот — следующего... Так, по цепочке, гнев может разойтись очень далеко. И везде вспыхивать маленькой войной, враждой, как вредный вирус, как эпидемия.

Но точно так же может распространяться и добро! Это важно помнить. Особенно тогда, когда ты в ссоре, в гневе и уверен, что правда на твоей стороне. Ты считаешь, что вправе унизить, побить, оскорбить другого человека, потому что ты прав. Но если в этот момент остановиться, сдержаться и не сделать этого, а, наоборот, найти слова примирения, восстановить сначала мир в своем сердце, а потом и со своим соперником, то этот мир вокруг тебя станет распространяться. И ты станешь «миро-творцем» — то есть творцом мира.

Те, кто устанавливает мир в себе, вокруг себя, во всем мире, берут пример с Христа, уподобляются Ему, и поэтому их можно назвать сынами, то есть детьми Божьими. И конечно, такие люди блаженны — на них Божья благодать.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Представь: в вашем классе все ополчились на какого-то ученика. Все обвиняют его в чем-то страшном — в предательстве, в воровстве, в подлости... А ты знаешь, что человек не виноват. И пытаешься его защитить перед всеми. Понимая, что все будут против тебя, что ты потеряешь друзей, что тебя выгонят из твоей компании... Мог бы смолчать, мог бы попытаться схитрить, чтобы «и вашим — и нашим», мог бы просто отойти в сторону и остался бы «чистеньким», и никак бы себе не навредил, но ты стоишь за правду — не просто за свою, а за ту, о которой говорится в Евангелии — и сам становишься изгоем. У взрослых такое может случиться на работе, в коллективе, и кто-то за свою позицию лишается места, кого-то выгоняют... Как на это реагировать? Отчаиваться? Расстраиваться? Разочаровываться? Можно и так, если ты не считаешь, что правда важна. Но если ты понимаешь, что правда — это главное, то Сам Господь подтверждает тебе: кто следует Его учению, Его заповедям, защищает высшую правду, с тем Он всегда будет рядом, даже если остальные отвернутся. Больше того, Его Царство станет твоим Царством!

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах

Случается и так, что преследуют нас не просто за желание поступить по правде, по совести, а именно за то, что мы — верующие. За нашу веру во Христа. Иисус в Нагорной проповеди предупреждает об этом Своих учеников: они должны быть готовыми к тому, что за веру в Него будут поносить и гнать! «Поносить» — это значит ругать, бесчестить, издеваться, клеветать, несправедливо обвинять... Неужели можно не только терпеть такое, но и радоваться этому? Да. Христос говорит, что если нас преследуют и поносят за веру в Него, то нас ждет самая большая награда на небесах — особая степень вечного блаженства! Земной путь верующего во Христа человека не будет легким — Иисус знал это. Действительно, с первых веков христиане подвергались жесточайшим гонениям. И позже многим святым, мученикам, миллионам обычных людей приходилось много терпеть за свою веру. Но в любые времена люди помнили, что если они называют себя учениками Христа, если поступают по вере, когда все вынуждают их поступать по-другому, если открыто говорят о своих убеждениях, то Господь с ними рядом. И при этом Христос прямо призывает отвечать гонителям не злостью, не отчаянием, а радоваться и веселиться, потому что ничто не сравнится с той наградой, которую Он даст людям, которые не отреклись от Него, сохранили Ему верность.

***

В Нагорной проповеди Христос дал людям ещё много законов и заповедей, рассказал о том, как научиться жить, чтобы обрести счастье быть с Богом. Люди в толпе слушали Его со всем вниманием и переглядывались. «Он хорошо говорит, но возможно ли человеку выполнить все эти правила и законы?» — сомневались они.

Зададим этот вопрос и мы. Действительно, в силах ли мы с вами исполнить заповеди блаженств? Да! Иначе Господь не принес бы их нам. Христос сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный!» И это достижимо даже для самого маленького человека! Просто нужно помнить, что одних человеческих сил для совершенства, конечно, мало. Собственными усилиями мы не достигнем блаженства. А с Божьей помощью — достигнем. Важно захотеть этого, решиться и пойти за Христом, и тогда всё возможно — Господь нас обязательно поддержит.

Источник

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (915) 326-96-11 info@darnahram.ru