Воскресный листок №23 (427)

Мирянин и Евхаристия

Мирянин и Евхаристия

Что церковные каноны говорят о том, каким образом мирянин должен участвовать в богослужениях, в том числе самом главном из них – литургии? Об этом рассказывает протоиерей Александр Задорнов, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия.

Предлагаем выдержки из доклад протоиерея Александра Задорнова на конференции с участием духовенства и мирян Сибирского федерального округа.

…О частоте причащения правило Сардикийского Собора говорит следующее: «Вспомните, как в прошлом отцы наши определили, что если мирянин, находясь в городе (имеется в виду, что он пребывает в том месте, где у него есть возможность причаститься – прим.) в три воскресных дня в течение трех недель не придет в собрание, он должен быть отстранен от общения. Итак, если это поставлено относительно мирян, но недолжно, неприлично и неполезно епископу или клирику, не имея никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, надолго оставаться вне церковного общения». То есть эта норма, которая потом будет повторяться и в правилах Трулльского Собора, была общеизвестной: если человек не причащается три воскресных дня подряд, он тем самым сам отлучает себя от живого общения с Церковью.

…Самое известное, наверное, правило из истории Византии, которое касается богослужения (хотя источником является не собственно церковная власть, а власть императора) – это новелла Юстиниана «О чтении Евхаристических молитв». Правило было подтверждено уже в IX веке, тогда же, когда святителем Фотием Великим составлялся Номоканон. В формулировке сборника «Василики» это звучит следующим образом: «Мы повелеваем, чтобы все пресвитеры не тихо, а громогласно, во всеуслышание православного народа совершали Божественное приношение и молитвы при святом крещении, чтобы вследствие этого души верующих возвышались до большего сердечного сокрушения и прославления Господа Бога». Данное правило еще более усиливает формулировку новеллы императора Юстиниана, поскольку в той было сказано, чтобы слова Евхаристии (то есть молитвы во время Евхаристического канона) были слышны всем верным, находящимся в алтаре.

Все предписывающие правила касаются только двух моментов. Прежде всего, говорится, что тот христианин, который молится во время богослужения и не имеет никаких прещений (собственно, если б он их имел, то не мог бы находиться на службе) в конце литургии так же, как и клирик, должен причаститься. Если мирянин не причащается, значит, должен представить какую-то благословную причину, почему этого не делает, раз никакое церковное отлучение ему в этом не препятствует.

Кроме того, ряд установлений, например, 9-е Апостольское правило, говорят о том, что всех верных, которые входят в церковь и слушают Писание, но не остаются на молитве во время Святого Причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви. Можно приводить и другие подобные правила. Например, Антиохийский Собор установил: «Всех входящих в церковь и слушающих Священное Писание, но в нарушении порядка не участвующих в молитве с народом или уклоняющихся от Причащения и Евхаристии должно отлучать от Церкви до тех пор, когда они будут в состоянии, исповедовавшись, принеся плоды покаяния и испросив прощения, получить его». Все комментаторы согласны с тем, что речь идет именно о предписании причащаться на той литургии, на которой мирянин присутствует.

Кроме того, есть еще одно предписание, которое напрямую связано с документом «Об участии верных в Евхаристии». Это правило Апостольское 69-е, которое говорит следующее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен». Вполне ясно, что здесь, как и в правиле 49-м Лаодикийского Собора и некоторых других, речь идет о соблюдении установленных Церковью постов как норме, необходимой для участия в Евхаристии.

...В документе «Об участии верных в Евхаристии» мы читаем: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям». То есть здесь мы видим, что вроде бы законодатель вводит разделение мирян на две категории: те, которые причащаются несколько раз в году, и те, которые причащаются часто, как здесь сказано, «несколько раз в месяц», что, как вы видели, является канонической нормой. При этом, соблюдая все предписанные Церковью посты, они не держат какого-то специального приготовительного поста, отдельного от поста в среду и пятницу или в Великий пост. Может показаться, что действительно такое разделение проводится. На самом деле в документе ничего не говорится о том, что даже первая категория, то есть те, которые причащаются реже, несколько раз в год, свободны от правила, которое требует обязательного соблюдения поста. Соблюдение поста – это каноническая норма, которая должна соблюдаться независимо от того, насколько часто человек приступает к Святому Причащению.

Общеправославное законодательство, которое зафиксировано в Номоканоне святителя Фотия, и законодательство отдельных Поместных Церквей, естественно, могут различаться в том смысле, что частное законодательство приспособлено к жизни в конкретной ситуации и на конкретной территории.

При этом все правила, предписывающие или, наоборот, ограничивающие участие верных в Евхаристии, могут применяться только с одним условием: когда миряне, осознают живую связь со своим приходом, когда их членство в приходе будет не номинальным, когда действительно это будут люди, осознающие, что, причащаясь Святых Таин, они тем самым являются свидетелями своей веры в Церковь.

В основе публикации –
доклад протоиерея Александра Задорнова на конференции
с участием духовенства и мирян Сибирского федерального округа
Протоиерей Александр Задорнов
"Приходы"

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (915) 326-96-11 info@darnahram.ru