Воскресный листок №24-26 (428-430)

Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане

Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане
Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины?

Христос вознесся на небо— получается, Он оставил учениковв одиночестве?

На сороковой день после Воскресения Христос на глазах уСвоей Матери, немногих учеников ипоследователей вознесся от этой видимой земли на невидимое для нас Небо (Деян1:9–11). Оставляя своих учеников, Господь сказал им, что Он уходит не навсегда, что Он вернется, чтобы судить мир. Христос не бросил апостолов водиночестве на этой земле. Он пообещал им, что кним придет Святой Дух, который никогда их не оставит. Господь прямо называет Его Утешителем:И Я умолю Отца, идаст вам другого Утешителя, да пребудет свами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его ине знает Его; авы знаете Его, ибо Он свами пребывает иввас будет(Ин14:16–17).

Когда Он придет, то вэтом мире появится нечто совершенно новое. Возникнет Церковь, которая будет жить Духом Святым иво главе которой будет стоять Сам Христос. Эту Церковь никто иникогда не сможет одолеть. Она будет существовать до самого конца, утешая всякого, кто захочет быть со Христом, помогая на его жизненном пути, преображая его душу итело своими таинствами. Церковь— это самый драгоценный дар, данный человеку Богом. Это Тело, организм, вкотором струится жизнь Христова. Иэтот организм созидается Святым Духом, как об этом прямо ипишет апостол Павел:Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, ивсе члены одного тела, хотя их имного, составляют одно тело,— так иХристос. Ибо все мы одним Духом крестились водно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, ивсе напоены одним Духом(1 Кор12:12–13).

Что делали апостолы послеВознесения Христа?

Ученики ипоследователи Христа вернулись вИерусалим, ожидая исполнения того обещания, которое дал им Господь. Опериоде между событиями Вознесения Господня иСошествия Святого Духа апостол Лука рассказывает очень немного. Однако иэтого достаточно, чтобы представить себе состояние последователей Богочеловека, разглядеть уже вэтот период «ожидания» проступающие черты будущей Церкви.Все они,—сказано вДеяниях,— единодушно пребывали вмолитве имолении, снекоторыми женами иМариею, Материю Иисуса, исбратьями Его(Деян1:14).

Именно общая соединенность, нерасторжимость первых христиан будет подчеркиваться апостолом Лукой ипозднее— после Пятидесятницы. Иэто не случайно. Так, апостол постоянно направляет взгляд читателя на важнейшее условие исмысл жизни вЦеркви: единодушием верующих преодолевается атомарность и«разбросанность» отдельных личностей. Именно внутри Церкви они обретают полноту взаимного общения.

Непреодолимые, казалось бы, границы эгоизма здесь разрушаются ичеловек, не утрачивая своей индивидуальности, становится частью единого организма, частью (внимание!) Тела Самого Христа. Таков высочайший статус того, кто входит вЦерковь.

Тот же апостол Лука впоследних стихах своего Евангелия замечает, что ученики Христа после Вознесения их Учителяпребывали всегда вхраме, прославляя иблагословляя Бога(Лк24:53). Что же значит «прославляя» и«благословляя»? Это два особых типа служения Богу. Благословение— это традиционная еврейская молитва, которая начинается словами «Барух ата Адонай»; дословно они переводятся как «Благословен Ты, Господь Бог наш». А«прославления», которые ученики возносили Богу означает, что вхраме они постоянно читали Псалтирь— севрейского языка название этой книги так дословно ипереводится— «хваления».

Кроме того, до Пятидесятницы между учениками Христа по инициативе апостола Петра было принято решение бросить жребий иизбрать нового, 12-го апостола вместо покончившего ссобой Иуды. Сюжет восполнения числа апостолов особенно важен тем, что еще раз подчеркивает тот авторитет, которым они обладали уже тогда, как непосредственные свидетели воскресения Иисуса Христа икак те, кого лично избрал Сам Бог:Не вы Меня избрали, но Я вас избрал(Ин15:16). Именно вэтом раскрывался их совершенно особый, ни счем не сравнимый статус, который поставил их впоследствии во главе Церкви. Избранные Самим Богом апостолы заложили вЦеркви ее внутреннюю священническую иерархию: вся длинная череда последующих епископов непосредственно связана сучениками Христа через цепочку рукоположений. «Иэто значение Двенадцати,— пишет протоиерей Александр Шмеман,— как фундамента исредоточия Церкви, так бесспорно, так очевидно для первой общины, что еще до Пятидесятницы первым ее делом будет восполнение их числа: замена Иуды, оказавшегося Предателем». Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом:Ипомолились исказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения иапостольства(Деян1:23).

Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы— Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон (Десять заповедей) на горе Синай (Исх19). Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом иИм же была установлена новая, так итеперь «ветхий Шавуот» свосходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового.

Почему Пятидесятницу называют«днем рождения» Церкви?

Когда наступило утро, апостолы вместе сБогородицей собрались вСионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху иустановил таинство Евхаристии. Возможно, вэтой уже привычной идорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако вдевять часов утра произошло удивительное:Ивнезапно сделался шум снеба, как бы от несущегося сильного ветра, инаполнил весь дом, где они находились. Иявились им разделяющиеся языки, как бы огненные, ипочили по одному на каждом из них. Иисполнились все Духа Святаго, иначали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать(Деян2:2–4).

В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались вИерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа иприняли Крещение (Деян2:41), образовав первую христианскую общину.

Итак, Пятидесятница— это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым— Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, ипо характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования иустрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но ифизического начала вчеловеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует вЦеркви, являются тысячи итысячи христианских святых.

Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. Иговорящие на разных языках апостолы— символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил иво что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием иненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел:Атеперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека сделами его иоблекшись внового, который обновляется впознании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все иво всем Христос(Кол3:8–11).

Такое бескомпромиссное снятие границ— как языковых инациональных, так исоциальных— было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. Ипроповедь, скоторой апостолы впоследствии обратились кязычникам, впервую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью».

Ученики Христа ссамого начала говорили об абсолютной уникальности той истины, которая им открылась. Они не пытались комфортно ужиться сокружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку ина смерть, но не принимали— даже хотя бы просто ради видимости— заблуждения других людей.

Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам вРимской империи идаже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся водной комнате, сумела не раствориться вогромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам— сих могуществом исилой!— так ине удалось стереть слица земли христианство? Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию идействию Святого Духа.

Какой была Церковьсразу после «рождения»?

Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым иуникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого ивоскресшего как Бога иМессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали вположенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, асами христиане каждый день единодушно пребывали вхраме (Деян2:46), то есть втом самом единственном уиудеев Иерусалимском храме. Ивсвоей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только ксвоим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию итак же, как иони, войдут вустановленную Богом Церковь.

Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз ипонимают истинный смысл Ветхого Завета ивсей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда вцентре него стоит вера вИисуса Христа.

Ветхий Завет был тенью Нового, итолько через боговоплощение он получил окончательный иполный смысл, аблагая весть оВоскресении Христа— это необходимый ключ кдешифровке всей ветхозаветной истории.

Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда— всамые первые дни— была евхаристия, которая совершалась каждый день ивкоторой участвовала вся община:преломляя по домам хлеб, принимали пищу ввеселии ипростоте сердца(Деян2:46). Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся кодному раннехристианскому тексту— «Дидахе», датируемому концом I-го— началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Прежде очаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь иведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам ибудучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли вЦарствие Твое. Ибо Твоя есть слава исила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест ине пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне».

Само слово «литургия» сгреческого языка переводится как «служение», «общее дело». Асовершалось это «общее дело» во время «экклесии» (ἐκκλησία). «Экклесия» же— это особый гражданский термин. Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. Адля людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие вполитической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право иобязанность гражданина— прийти на собрание исказать свое слово. Ихристиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви илитургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин.

Таким образом, Церковь— это не какая-то структура, как думают сегодня некоторые люди. Нет, Церковь— это событие, которое случается во время «общего дела», то есть литургии. Ранние христиане воспринимали свое участие вевхаристии как нечто совершенно необходимое. Эта ответственность христианина перед Богом сродни ответственности гражданской: прийти исоставить всем вместе экклесию, причаститься Тела иКрови Господа Иисуса Христа. Поэтому тот, кто не участвовал влитургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Потому что не выполнял свою главную обязанность ибыл вне экклесии, вне Церкви.

Именно такое чувство глубокой взаимоответственности среди христиан иерусалимской общины укрепляло их столь удивительное единодушие, окотором мы уже говорили выше икоторое не устает подчеркивать апостол Лука:Умножества уверовавших было одно сердце иодна душа(Деян4:32). Идеал единства пронизывал общину во всем. Он распространялся не только на богослужебную жизнь, но ина повседневную: «Ни одно слово,— пишет Александр Шмеман,— не повторяется так часто враннехристианской письменности, как слово “братья”, но вэто братство христиане вкладывают весь его жизненный, деятельный смысл». Ита общность имущества, которая была уранних христиан,— это одно из проявлений их полного единства ивзаимной любви.

Все же верующие были вместе иимели всё общее. Ипродавали имения ивсякую собственность иразделяли всем, смотря по нужде каждого <…> и никто ничего из имения своего не называл своим... Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного иполагали кногам Апостолов, икаждому давалось, вчем кто имел нужду(Деян2:44–45,4:32–35).

Важно понимать, что общность имущества первых христиан не была связана ни скакими внешними экономическими или социальными соображениями; ивсе потуги связать отказ от частной собственности враннехристианской общине скаким-то «протокоммунизмом» бьют мимо цели. Сама повседневность вее мелких бытовых деталях, сее занудностью, мелочностью, монотонностью внутри ранней Церкви полностью преобразилась: все человеческие отношения были перенастроены здесь на совершенно новый лад— лад любви. Отсюда, вчастности, ижелание снять преграды частной собственности.

Конечно, позднéе это идеалистическое единство постепенно начинает подвергаться коррозии. Вхристианских общинах, основанных апостолами внутри иза пределами Палестины, разгорались споры, иногда иконфликты. Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан.

С какими трудностямистолкнулись первые христиане?

Первая трудность, которая возникла перед христианами практически всамом начале изатем постоянно присутствовала вих жизни вплоть до IV века, исходила извне— от гонителей иврагов Церкви. Представители официальной иудейской религии настороженно следили за апостолами ипоследователями Иисуса. Первосвященники не могли решить, как относиться кэтой, как они думали, новой «секте».

С одной стороны, как мы уже сказали, христиане последовательно идаже образцово исправляли все религиозные обряды, асдругой— проповедовали Иисуса Воскресшего, смерти Которого иудейское священноначалие так рьяно добивалось, азатем еще ихорошо заплатило воинам, стоявшим угроба Иисуса, чтобы они никому не рассказывали очуде Его Воскресения. ВСинедрионе по этому поводу шли дебаты. На одном из таких собраний виднейший ивсеми уважаемый фарисей Гамалиил призвал не начинать открытого преследования итерпеливо наблюдать за общиной христиан, ведьесли это предприятие... от человеков, то оно разрушится, аесли от Бога, то вы не можете разрушить его(Деян5:38–39).

Но советам мудрого фарисея не вняли. Первым христианским мучеником, который погибнет от рук своих соотечественников станет Стефан— его забьют камнями. Сразу же после убийства, как пишет апостол Лука,произошло великое гонение на церковь вИерусалиме; ивсе, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи иСамарии… рассеявшиеся ходили иблаговествовали слово(Деян8:1,4).

Как раз вэтот период поначалу ревностный гонитель Церкви, воспитанный врадикально-консервативной иудаистской традиции Савл, который известен нам как Павел, переживет коренную внутреннюю метаморфозу истанет величайшим апостолом, глубоким христианским мыслителем, автором 14 посланий, вошедших позднее вканон Нового Завета. Однако бегство последователей Иисуса из Иерусалима после начавшегося первого гонения (ориентировочная дата— 36 г. после Р. Х.) оказалось промыслительным. Ведь благодаря ему проповедь Благой Вести начала распространяться уже за пределами Палестины— на Ближнем Востоке идалее, на запад Средиземноморья.

Крещение начинают принимать не только прозелиты, но ибывшие язычники. Икак раз всвязи сэтим христиане столкнулись сновой трудностью— уже внутренней. Возник чрезвычайно сложный вопрос: необходимо ли образовавшимся христианским общинам, состоящим из бывших язычников (атаких вЦеркви становилось все больше ибольше), соблюдать все ритуальные предписания Ветхого Завета, втом числе проходить обряд обрезания? Ипервым, кто решительно отверг эту необходимость, был апостол Павел. Однако не все христиане были сним согласны:Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие инемалое состязание уПавла иВарнавы сними, то положили Павлу иВарнаве инекоторым другим из них отправиться по сему делу капостолам ипресвитерам вИерусалим(Деян15:1–2).

На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. Итогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся вИерусалиме в48 году (Деян15). ВСоборе приняли участие не только ученики Христа, но ився священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков. Витоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов.Вы знаете,—сказал тогда на Соборе апостол Петр,— что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия иуверовали. ИСердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как инам; ине положил никакого различия между нами иими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как иони(Деян15: 7–11).

Однако впереди христиан ожидало долгое ивпрямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона. Ичем более масштабной становилась проповедь христиан, тем сбольшей суровостью римская власть карала приверженцев политически опасной, как полагали чиновники, новой религии. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, иподвергал себя смертельной опасности. Ведь христиане, хоть ибыли образцовыми изаконопослушными гражданами, наотрез отказывались почитать культ римского императора, аэто вглазах императорской власти было открытой демонстрацией их нелояльности.

В ту эпоху тысячи итысячи мучеников, претерпев ужасные пытки иунижения, засвидетельствуют всему тогдашнему миру безусловную истинность своей веры, ався христианская жизнь, втом числе ибогослужебная, долгое время будет проходить втайне— по домам или вкатакомбах— среди могил, откуда до наших дней дошли первые иконографические образы, оставленные верующими гонимой Церкви. Итолько в313 году, после издания Миланского эдикта масштабные гонения прекратились. Громадный и, как казалось, бесперебойный механизм римской репрессивной машины, столкнувшись сЦерковью, дал сбой. Чем жестче ибеспощаднее действовали императоры, тем сильнее, громче иубедительнее звучала проповедь христианства.

О чем говорилив своей проповеди апостолы?

Проповедь Благой Вести началась ссамого первого дня существования Церкви. Конечно, поначалу она была обращена только киудеям, многие из которых уже что-то слышали об Иисусе Христе. Сэтим отчасти связан взрывной рост первой общины: за первый год количество уверовавших увеличилось снескольких десятков до пяти-семи тысяч человек. Более того, сама изначальная проповедь апостолов, скоторой они обратились киудеям, была достаточно лаконичной. Вся она сводилась кпростому, но важнейшему факту:Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом иХристом Сего Иисуса, Которого вы распяли(Деян2:36).

Все глубочайшее содержание веры ранних христиан связано именно стем, что Иисус Христос умер на Кресте, азатем на третий день воскрес, ичто внем, как пишет апостол Павел, явленався полнота Божества телесно(Кол2:9). Но уже во второй половине I века содержание проповеди апостолов меняется, вместе стой «аудиторией», ккоторой она теперь была обращена. Ведь для язычников ни Сам Иисус, ни то, что Он Мессия, ни то, что Бог Един, ничего не значило. Тем более, для них было неочевидно ито, что этот Бог дал ветхозаветным пророкам Откровение. Ипотому теперь главным содержанием Благой Вести становится доказательство ипровозглашение монотеизма (то есть— единобожия).

Кроме того, помимо самого свидетельства воскресения Христа, апостолы должны были уже подробно исистемно излагать язычникам ито, чему Иисус учил, какой была Его жизнь. И,судя по всему, этот устный рассказ апостолов был достаточно точным. Сохранилось очень важное для нас свидетельство священномученика Климента Римского, относящееся кконцу I века. Он пишет, что его учитель, апостол Петр, как-то рассказал ему, что каждую ночь он просыпается имысленно повторяет все, что говорил Господь во время Своей земной жизни. Такая практика была очень распространенной виудейской культуре: ученики раввинов именно спомощью такого регулярного повторения поучений своих наставников сдотошной точностью их запоминали.

Позднее, для того чтобы воспоминания очевидцев жизни Иисуса Христа сохранились ипередавались последующим поколениям христиан, эти устные рассказы апостолов были записаны вевангельские книги. Каждая из них— это самостоятельное произведение сконкретным адресатом. Так, например, Евангелие от Матфея было написано для иудеев на арамейском языке: внем легко различается постоянно повторяющийся акцент на том, что Иисус Христос исполнил все пророчества, сказанные онем вВетхом Завете. Евангелие от Марка было адресовано кримлянам, очем свидетельствует его краткость икомпактность. Апостол Лука, написавший свое Евангелие для обращенных вхристианство язычников, был учеником Павла, который, согласно Церковному Преданию, не раз приезжал вИерусалим иобщался снепосредственными свидетелями жизни Иисуса Христа, атакже— сПресвятой Богородицей. Поэтому только вэтом тексте мы встречаем рассказ одетстве Иисуса Христа.

Самым последним написал свое Евангелие апостол Иоанн, который, как считают некоторые ученые, уже был знаком со всеми написанными ранее текстами ирешил дополнить их своим рассказом. Этим объясняется особенность получившегося текста: внем внаибольшей степени переданы слова ипоучения Спасителя. Евсевий Кесарийский— древний историк Церкви, так пишет отом, что побудило апостола записать свой текст: «Когда первые три Евангелия разошлись повсюду идошли до него, он (то есть апостол Иоанн.—Ред.),говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что вних недостает рассказа опервых деяниях Христовых, совершенных всамом начале Его проповеди. Иэто верно… Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать всвоем Евангелии отом времени, окотором молчат первые евангелисты, иоделах, совершенных Спасителем тогда, аименно— до заключения Крестителя».

Каково было нести бремяапостольского служения?

Во время проповеди апостолы постоянно сталкивались сразличными трудностями— опасностями во время путешествий, агрессивной инетерпимой реакцией иудеев или язычников, побоями, лишениями, болезнями. Обо всем этом красочно писал апостол Павел:Даже доныне терпим голод ижажду, инаготу ипобои, искитаемся, итрудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне(1 Кор4:11–13).

Не стоит думать, что апостолы всеми возможными способами искали мученичества, что они «нарывались» на преследования— только бы пострадать иумереть за Христа. Они были людьми здравомыслящими, рассудительными, понимали, насколько велика их ответственность перед Церковью. Достаточно вспомнить апостола Павла, который при необходимости не гнушался пользоваться своим особым социальным статусом— римским гражданством. Так, например, во время своего четвертого миссионерского путешествия он был схвачен иоказался вруках местной римской власти. Чтобы получить от апостола необходимые показания, его решили пытать. Но когда Павла уже привязали ккамню ремнями, он вдруг спросил сотника:Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да ибез суда?(Деян22:22–25). Сотник, застигнутый врасплох,— ведь по законам империи римский гражданин не мог быть подвергнут никакому наказанию до обстоятельного судебного разбирательства,— тут же отправился ксвоему начальнику. Услышав отом, что арестованный по его приказу еврей обладает столь высоким юридическим статусом, тот незамедлительно отправился кПавлу: «Скажи мне, ты римский гражданин?»—спросил он апостола. «Да»,—ответил Павел. Тогда тысяченачальник, не скрывая своего удивления, воскликнул: «Яза большие деньги приобрел это гражданство».На что апостол невозмутимо ответил: «Аяиродился внем».Так Павел оказался на свободе (Деян22:27–29).

Сам он как-то раз признался всвоем послании кфилиппийцам:имею желание разрешиться ибыть со Христом, потому что это несравненно лучше; аоставаться во плоти нужнее для вас(Фил1:23–24). Ивэтомнужнее для вас— вся соль апостольского служения, причина их бесконечных путешествий, проповедей, наставлений, лишений и, вконце концов, их мученического подвига.

* * *

Из 12 апостолов лишь один Иоанн Богослов умер своей смертью, хотя ибыл подвергнут при жизни пыткам. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий вразных частях света, претерпев мучения, были убиты. Апостола Иакова Заведеева казнили через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре вЕгипте. Апостол Фома вИндии во время пыток был пронзен копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа был заживо распилен пилой.

Однако заведомо невыполнимая задача, трудность которой невозможно даже представить, была выполнена— на территории Римской империи идаже за ее пределами появились первые христианские общины. Во главе каждой из них стояли рукоположенные апостолами епископы, которые совершали богослужения, крестили людей иукрепляли свою общину ввере иблагочестии. Апостолы оставили после себя учеников, которые приняли от них учение, можно даже сказать, некоторую особую школу миссии ипродолжили дело проповеди.

Впереди Церковь ждали новые вызовы ииспытания: гонения, преследования, внутренние нестроения, полемика сантичными интеллектуалами-язычниками. Церкви, как пишет Александр Шмеман, еще «надлежало принять весь зной, всю пыль своего длинного, земного, человеческого пути». Появятся внутренние расколы, ереси, вответ на которые Церковь, опираясь на Священное Писание иПредание, начнет разрабатывать свое богословское учение. Но по прошествии уже почти двух тысяч лет Церковь, несмотря ни на что, остается той же, какой она возникла вдень Пятидесятницы. Не исказилось содержание слов иподвига Богочеловека. Не прервалась цепочка рукоположений епископов от апостолов. Не прекратилось совершение литургии. Искаждым веком святых становится все больше ибольше. ИДух Святой все так же продолжает ибудет продолжать действовать вЦеркви.

Источник

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (915) 326-96-11 info@darnahram.ru