Воскресный листок №05 (460)

«ЧТО У ГРОБА, МАРИЕ, СТОИШИ?» Комментарий к седьмой евангельской стихире на церковнославянском языке

«ЧТО У ГРОБА, МАРИЕ, СТОИШИ?» Комментарий к седьмой евангельской стихире на церковнославянском языке

Церковные гимнографические творения – произведения во всех смыслах уникальные. Они, написанные святыми авторами, святыми отцами, являются высокими образцами церковной поэзии. Они говорят образным поэтическим языком о событиях библейской священной истории, раскрывают глубокие догматические, духовные истины, настраивают на благочестивую жизнь и при этом сочетают в себе все лучшее, что несет поэзия, вызывают чувство красоты и гармонии.

Как правило, гимнографические произведения заключают в себе несколько смысловых уровней. Их можно рассматривать с духовной, догматической, аскетической, филологической и других точек зрения.

Евангельские стихиры не являются исключением.

Они входят в состав воскресного богослужения. На каждой воскресной утрени звучит одна такая стихира. Обычно она поется в числе стихир на хвалитех перед великим славословием.

Евангельские стихиры примечательны тем, что каждая из них связана с конкретным текстом Евангелия, которое читается за этим же воскресным богослужением на полиелее. Таких евангельских чтений 11, каждому из них соответствует своя стихира. Все эти тексты находятся в приложении Октоиха.

Само название говорит об их содержании. Они богословски осмысляют евангельские слова, читавшиеся ранее, дают пищу для размышления.

Седьмая стихира соответствует зачалу из Евангелия от Иоанна. Это 20-я глава, с первого по десятый стихи. Начинается чтение следующим образом:

«Во время оно, во едину от суббот, Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба» (Ин. 20: 1‒2).

Эти евангельские события напрямую отражены в тексте стихиры:

«Се тьма, и рано, и что у гроба, Марие, стоиши, многую тьму имеющи в разуме, в нейже, где положен бысть вопрошаеши, Иисус? Но виждь срищущася ученики, како плащаницами и сударем воскресение обретоша, и помянуша яже о сих Писания. С нимиже и имиже и мы веровавше, воспеваем Тя жизнодавца Христа».

Противопоставление света и тьмы

Автор данного гимнографического произведения поэтически обыгрывает евангельское упоминание о том, что было раннее утро, и вследствие этого вокруг царила тьма. Гимнограф проецирует внешнюю тьму на настроение Марии Магдалины, которое тоже сравнивается с мраком: «Многую тьму имеющи в разуме, в нейже, где положен бысть вопрошаеши, Иисус?». Мария ищет Господа Иисуса Христа и не может Его найти, в душе ее мрак и отчаяние. Это состояние каждой души, ищущей Бога и не обретающей Его, души, отчаянно стремящейся к свету. Ведь и Сам Господь свидетельствует о Себе как о Свете:

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12: 46).

Тьма здесь обозначает состояние человека, который не может найти Христа. Но Мария будет вознаграждена за свой поиск ‒ она одна из первых увидит воскресшего Господа. Святитель Филарет (Дроздов) отмечает:

«“Те, которые с утра бодрствуют в искании Меня, найдут Меня”, – говорит Премудрый (Притч. 8: 17). Итак, ищите Господа с самого утра вашей жизни, лишь только свет разума начнет светиться на вас»].

Помимо этого, в стихире отмечена одна из особенностей апостола Иоанна как богодухновенного писателя. Она встречается не только в Евангелии, но и в других написанных им текстах, вошедших в состав Нового Завета. Это противопоставление света и тьмы. Оно есть в начале написанного им Евангелия, где повествуется о Сыне Божием – Боге Слове:

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1: 4‒5).

Примером может служить и первое соборное послание апостола:

«Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин. 2: 8‒9).

И. Каравидопулос, говоря об особенностях стиля апостола Иоанна, пишет:

«Кроме того, известное учение синоптиков о настоящем веке и будущем веке выражается здесь при помощи следующих пар противопоставлений: вечный свет – тьма, истина – ложь, вера – неверие, свобода – рабство, жизнь – смерть и подобными им».

В данном случае тьма еще и противопоставляется свету Воскресения Христова, которое уже совершилось, но о котором еще предстоит узнать – сначала ближайшим ученикам Христа, а затем и всему миру.

Любовь и усердие жен-мироносиц

Настоящее гимнографическое произведение, как и само евангельское чтение, начинается с повествования о Марии Магдалине. Мария – жена-мироносица. Мироносицы – те женщины, которые спешили помазать тело Христа миром в первый день после субботы. Ученики оставили Спасителя, женщины же, следовавшие за Христом, становятся свидетельницами Его Распятия, положения во гроб и позже бесстрашно спешат оказать почесть своему Божественному Учителю.

Архиепископ Аверкий (Таушев) свидетельствует:

«Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю».

Почему в тексте Евангелия Иоанна и стихире говорится только об одной Марии Магдалине в то время, как у других евангелистов женщин было несколько? Архиепископ Аверкий отвечает и на этот вопрос:

«Но она шла не одна, а с целым сонмом мироносиц, о чем повествуют первые три евангелиста. Она только, по особенной любви к Господу и живости темперамента, упредила других жен и пришла, когда еще было темно, в то время как другие жены подошли ко гробу, когда уже начало светать».

Получается, что апостол Иоанн пишет о Марии, чтобы подчеркнуть ее ревность и любовь ко Христу. Она опередила других женщин и пришла первая, когда вокруг была еще тьма. Остальные жены, в числе которых была и Пресвятая Богородица, явились, когда стало светать.

Так подчеркивается ревность боголюбивой души, чтобы все мы имели пример благочестия перед глазами и поступали подобным образом:

«Усердие Марии Магдалины опять видеть Иисуса и ее мужество, которое не побоялось искать Его среди мрака ночи, суть отличительные свойства души, преданной Богу и от чистого сердца желающей возвратиться к Нему».

Уверение апостолов в Воскресении

Текст Евангелия открывает нам дальнейшие события – Мария бежит к апостолам Петру и Иоанну и сообщает им о случившемся:

«Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его» (Ин. 20: 3).

Ученики тотчас поспешили ко гробу Спасителя:

«Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 4‒7).

В стихире об этом говорится следующим образом:

«Но виждь срищущася ученики, како плащаницами и сударем воскресение обретоша, и помянуша яже о сих Писания».

Непривычным для нас выглядит слово «срищущася». Оно производно от «сристати» – «1. собираться. 2. сбегаться». В греческом оригинале в данном месте стоит «συντρέχοντας». Переводится оно следующим образом: «συντρεχω» – «бежать вместе с кем; сбегаться, стекаться». То есть в тексте говорится о «сбежавшихся учениках».

Интерес представляют слова «плащаница» и «сударь». «Сударь – плат, покрывало. Происходит от греческого σουδάριον (лат. sudarium) – платок». Это плат, который покрывал лик Христа. «Плащаницы» – это пелены, в которые, по еврейской традиции, как повествуется в Священном Писании (Ин. 19: 40), было обернуто тело Спасителя.

Далее Евангелие свидетельствует:

«Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин. 20: 8).

Это же отражено в тексте стихиры: «Како плащаницами и сударем воскресение обретоша». Увидев пелены и сударь, ученики обретоша (то есть нашли, обнаружили, приобрели) Воскресение Христа и уверовали в это величайшее событие.

Стихира заканчивает следующими словами: С нимиже и имиже и мы веровавше, воспеваем Тя жизнодавца Христа». «Имиже» значит «через которых», через апостолов – ближайших учеников Спасителя, через которых распространилось Благовестие и Церковь Христова и через которых произошла вся церковная иерархия, уверовали в Воскресение и мы. Апостолы первыми возымели веру в него. По их свидетельству мы и веруем. Сам Господь перед Своим Страданием молится к Богу Отцу о всех уверовавших через апостолов:

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в нас едино, – да уверует мир, что ты послал Меня» (Ин. 17: 20‒21).

В стихире делается акцент на вере апостолов в Воскресение и на нашем уверении через них.

Красота евангельских стихир – красота непреходящая, связана с тем, что в их основании лежит вневременная сила и Божественная красота Священного Предания Церкви и Священного Писания. Будем же внимательнее к этим и ко всем другим богослужебным текстам, которые Церковь заботливо, нашего ради спасения, предлагает нам за богослужением. И тогда по человеколюбивой помощи милосердного Бога мы никогда не останемся без плода в нашей духовной жизни.

Лариса Маршева, Максим Талимончук
30 декабря 2022 г.
Источник

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (915) 326-96-11 info@darnahram.ru