27.11.2019

Воскресный листок №47 (307)

Таинство Причащения

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "приимите, ядите: сие есть Тело Мое." И, взяв чашу и поблагодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Е. МФ. 26.26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...»            (Е.Ио. 6.53. 54).

Таинство Причащения — непостижимо великое для человека и поэтому сначала требуется духовное очищение души от грехов Таинством Покаяния; исключение составляют лишь только младенцы до семи лет.

О непрестанном Причащении

В древние времена христиане, как правило, причащались каждый воскресный день. Из этих слов ясно, что Божественное Причащение для христиан было настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение.

Святой Василий Великий говорил об этом так: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”».

Поскольку Святое причастие помогает нам умертвить плотские страсти и дает жизнь вечную, то надо как можно чаще причащаться.

Но прежде причастия необходимо совершить к этому Таинству должную подготовку: исповедоваться своему духовному отцу во всех своих нераскаянных грехах с сокрушением сердца, исправиться, умилиться, приобрести внимание к своей духовной жизни, предохраняться от страстных помыслов, и от всякого зла насколько это возможно.

В продолжение слов Василия Великого, Святой Феодор Студит говорит, как бы раскрывая глубину спасительного Таинства Христова: «Если будет воскресенье, вы еще приступаете к таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день - никто не причащается. Хотя в монастыре желающему можно было бы причащаться каждый день. Теперь же Литургия совершается реже. Но вы и при этом не причащаетесь".

Говоря же это, я не имею в виду, чтобы вы захотели причащаться просто так и как случится, ибо написано: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе”, - не различая, где Тело и Кровь Господа. Не для того я говорю, да не будет! Но для того, чтобы с желанием Приобщения насколько возможно мы очищали себя и делали себя достойными этого дара, ибо причастием жизни является предлежащий Хлеб, сшедший с небес. Если кто будет есть от этого Хлеба, будет жить вовек: “Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. И снова: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем”.

Здесь после слов Феодора Студита будет очень интересно еще одно соединение Святаго причастия святыми отцами Церкви и праздника Пасхи: «Пасха же - трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же - столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха - это не пост, но Приношение и Жертва, бываемая на каждом собрании. А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: “Пасха наша, Христос заклан за нас”. Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таинству], ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься.» «А непостящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит [к Таинству], тогда и совершает Пасху - будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». (Св. Иоанн Златоуст).

В продолжение слов святого Иоанна Златоуста божественный Кирилл Александрийский говорит: «Удаляющие себя от Церкви и Причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов».

Поэтому более разумно и благочестиво жить – "согласно с законам [Божиим], веря, что благословенным Причащением ты избавляешься не только от смерти, но и от болезней”, - душевных и телесных, находящихся в нас, «ибо приходящий в нас Христос усыпляет в наших членах неистовствующий закон плоти и оживляет благоговение к Богу, а страсти умерщвляет, не вменяя нам прегрешения, в которых мы пребываем, но, скорее, исцеляет нас как болящих, освобождает от уз сокрушенного, восставляет падшего, как Пастырь добрый и душу свою положивший за овец».

И в завершение всего сказанного Святыми отцами Церкви снова их яркие слова о Святом Причастии, как необходимом Таинстве для всех верных Христу:

«Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной Вечери кто-нибудь из апостолов сказал: «Я сегодня не причащаюсь», интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы, что сказал и Петру во время священного омовения ног: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Непременно, Он и на Тайной Вечери сказал бы непричащающемуся: «Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною».

Протоиерей Константин Волков