05.08.2019

Воскресный листок №31 (291)

Исповедовать Христа всей своей жизнью

Беседа с архимандритом Иларионом (Даном)

Архимандрит Иларион (Дан) – в прошлом видный экономист, сегодня один из самых уважаемых румынских духовников – продолжает размышлять о системном кризисе современной техноцивилизации и смысле человеческой жизни.

– Отец Иларион, как говорить о Воскресении в мире, который всё больше окружает смерть и накрывает мрак?

– Когда мы говорим о Воскресении, мы на самом деле говорим о глубокой и всё содержащей сердцевине нашей веры, потому что если бы мы не верили в Воскресение, то напрасной была бы наша вера, как говорит святой апостол Павел: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14)

Я люблю повторять на встречах, которые у меня бывают с верующими, с моими духовными чадами, да и на проповедях, которые произношу, что у нас, христиан, – религия Жизни. Это религия, вступающая в противостояние с миром, в котором мы живем, с сегодняшней культурой, представляющей собой культуру смерти. Поэтому мы должны воздавать славу Богу за то, что мы – преемники восточной традиции Церкви, что получили в наследство от наших отцов и дедов, от святых отцов Церкви эту веру, живую до наших дней. Мы должны и дальше нести эту веру в своих сердцах, исповедовать Христа, потому что времена, в которые мы живем, – это времена исповедничества.

Вы хорошо знаете, что сегодняшнему миру христианство представляется отжившей верой и устаревшим взглядом на жизнь. Мы уже сталкиваемся с тем, что Христа отказываются впустить в публичную жизнь. Христа изгоняют из общественного пространства в приватное. И это противостояние между Церковью и сегодняшним миром становится всё более ощутимым. Нам надо духовно готовиться, чтобы выдержать этот усиливающийся напор. Воды разделяются, скажем так.

В любом случае общей тенденцией в мире стало отдаление от Бога. Эта тенденция проявляется и у нас тоже. Это дух мамоны, поглощенность материальной жизнью, материальной цивилизацией. Я даже читал недавно, что внедряются разные идеологии, призванные вырвать человека из нынешнего мира и сделать его этаким винтиком в технологизированной цивилизации, не знающей никаких границ. Хотя человек и создает сам все эти технологические артефакты, но они начинают над ним господствовать. Речь уже идет об другом этапе человеческой цивилизации – о трансгуманизме, где человек превращается в безмолвного и бесполезного свидетеля этой технологии.

– И больше всего эти технологии и идеологии охотятся за молодежью.

– Действительно, атакам больше всего подвергается молодежь. И, к сожалению, в системах образования во всем мире не делается упора на духовном развитии, а исключительно на накоплении информации, да и она зачастую представлена крайне минималистично, потому что – разве не так? – человеку уже не нужно много знать: чем он невежественнее, тем им легче манипулировать, идеологически его обрабатывать.

Так происходит и с румынским образованием, которое становится всё более хлипким с этой точки зрения. Нам больше нет дела до того, чтобы воспитывать характеры и задавать широкие, благородные культурные рамки. Вы видите, что многие предметы, важные для познания общества, в котором мы живем (каковы история, литература, география), представлены так, чтобы не содействовать формированию общей прочной культуры. Вы знаете, например, что способ, каким преподносится история, очень важен для ее правильного и объективного понимания. А это зависит от того, кто и с какой целью пишет историю. И сегодня мы видим, что история нашей страны преподносится в школах иногда просто в карикатурном виде.

– Отсюда, возможно, и возникает чувство равнодушия к своей стране, народу, Церкви.

– Да, потому что таков результат воспитания. Мы более не говорим о патриотизме – чувстве, означающем, что ты любишь свою страну, любишь свой народ, своих предков, – напротив, у нас культивируется чувство отвращения к своей традиции, культуре. И очень жаль! Потому что наша страна – это страна с очень глубокой и богатой культурной традицией.

Вы только подумайте, что знают румыны об истории нашей Церкви? А если ты не знаешь историю Церкви, тогда очень трудно понять, что такое Церковь, что такое традиция Церкви. Это знание почти напрочь отсутствует. И видите, какой тут возникает парадокс? Мы живем в эпоху, когда доступ к информации очень упрощен, информации очень много, и при всем том человек пребывает в жутком невежестве, в почти полном незнании того, что действительно важно для его жизни.

– Но, батюшка, в былые времена наш крестьянин, румын, не имея всей этой информации, знал то, что важно для его жизни.

– Да, потому что способ существования тогда был такой. А теперь мы органически уже не интегрированы в творение Божие. Наши предки, деды жили в глубокой простоте, простоте, шедшей сама от себя. Они были привязаны к своей ниве, своей скотинке, ко всему окружающему, их пропитание зависело от пшеничного зернышка, которое должно взойти. Человек чувствовал, что всё от Бога, и каждый день жил естественно, просто.

Вспомните и о посте, который соблюдали тоже самым естественным образом. Тогда как сейчас у нас больше нет ничего естественного. Жизнь современного человека тотально неестественна. Это нынешнее изобилие погружает нас в какое-то бесчувствие.

Прежний человек на земле жил с Богом. Церковь стояла посреди села, в церкви проживали все события: и рождения, и венчания, и похороны, – в них участвовали все, это была живая общность. Существовали правила нравственного общежития, не было такого, чтобы кто-то воровал, потому что этого нельзя было делать, они и не знали, что такое украсть. Папа – Царство ему Небесное! – говорил, что, когда был маленьким, домой и соломинки не уносили с поля, потому что если возьмешь ее, тебя будут считать ничтожеством. А теперь воровство стало достоинством, и ложь тоже.

Мы очень, очень далеки от того, какими нам следовало бы быть. И мы, те, кто в Церкви, тоже очень далеки. Мы живем так, словно в какой-то летаргии, в состоянии, которое если и не выбираем сознательно, то принимаем. И принимаем по собственной воле, свободно. Мы полностью ответственны за это свое состояние.

Наших детей, нашу молодежь притягивает эта технология. Весь их интерес обращен к этому виртуальному миру, который становится для них реальным. Возник мираж этой технологии и экрана, которые, конечно же, созданы для того, чтобы притягивать, они как сладкий яд. Но сколько людей понимает это?

Родители настолько беспечны, что предоставляют детям свободный доступ к этим инструментам с малых лет. Вы видите? Мы живем крайне, крайне поверхностно, пребываем в опасном невежестве, которое подводит нас к краю пропасти.

У человека есть этот сегодняшний комфорт, коварный. Имея всё под рукой, человек окунается в этот мирской, земной псевдо-рай и довольствуется им. Это чары мира, это капкан, который распахнул перед человеком сатана, и люди в него бросаются, словно увелкаемые приятным запахом.

– Что же делать, отец Иларион?

– Каждому надо привести себя в порядок. Надо быть предельно в курсе этой битвы, идущей в наши дни, битвы, которая в действительности началась раньше, одновременно с коммунистической идеологией, через которую мы прошли и которая принимает теперь формы неомарксизма, культурного марксизма. Я с удивлением и грустью констатирую, что наша молодежь не отдает себе отчета в том, что она тоже подвержена этому процессу идеологизации, и очень многие принимают ее всем существом. Слышу, как в публичном пространстве молодежь позиционирует себя негативно по отношению к традиции, к христианской культуре, к Церкви – безо всякой рассудительности, безо всякого знания о том, что такое Церковь Христова, что значит быть христианином. Идет вирулентное отвержение всего, что только у нас имеется глубокого в истории нашего народа.

... Надо привести себя в порядок, и эта забота должна быть для нас постоянной, ведь мы в любой момент можем совершить ошибку. Нам необходимо постоянно репозиционироваться, как, когда ведешь машину по шоссе, надо контролировать ее с помощью руля. Нам надо всё время контролировать свою духовную траекторию, чтобы не сойти с пути, ведущего ко Христу. Это постоянный контроль, состояние присутствия, как говорил отец Арсений (Папачок).

Итак, будем воистину исповедниками Христа! Исповедовать Христа – значит последовать Христу во всем. Ты не христианин, если у тебя только и есть, что ярлык: мол, ты родился в семье христиан и был крещен. Да и семьи румын, к сожалению, уже не истинно христианские семьи, потому что уже не живут в православном духе, но в духе мира сего, где главная забота – забота о материальном.

Деньги – новый идол мира. Человеку, целиком погруженному в материальное, плотское, больше ничего не нужно, кроме исполнения плотских желаний, и поэтому деньги становятся для него единственным средством, с помощью которого он удовлетворяет эти свои нужды, эти страсти. И ребенок растет в такой среде.

Меня часто спрашивают, передаются ли детям грехи родителей, и я отвечаю, что это не механическая передача, но только ребенок живет в конкретной среде, в семье, где демонстрируется какое-то поведение, какие-то страсти. В каждой семье есть свой дух. И ребенок растет, купаясь в этом пространстве. Если родители демонстрируют глубокую, истинную, чистую любовь к Богу, тогда, конечно, и ребенок будет расти в этой любви. Если же в семье демонстрируются определенные страсти, тогда и ребенок пропитывается ими, а отсюда – все вытекающие последствия.

Выход вот в чем: жить как настоящие христиане, вернуться ко Христу и исповедовать Христа всей своей жизнью! Мало ходить в Церковь, ставить свечки, прикладываться к иконам. Это всё – внешние проявления, за которыми должно стоять глубокое внутреннее жительство. Если мы каждый миг не живем Христом, если у нас нет Христа в сердце, а есть что-то другое, чаще всего – мы сами, тогда мы и остаемся сами с собой, без Христа. А что мы можем дать сами от себя? Свои страсти. Всё хорошее и прекрасное, всё относящееся к жизни исходит от Бога.

Говорю вам, что мы проживаем эту извечную драму человека, имеющего ярлык христианина, но на деле не являющегося христианином. И эта драма может перейти в трагедию, потому что если мы в конце концов не очнемся, наступит смерть. И мы приобщаем друг друга к этой смерти. Мы потому и живем в мире, охваченном отчаянием, всякими психопатиями, неврозами, всем, что только бывает плохого и что властвует над сегодняшним человеком, что переживаем в себе эту пустоту, эту внутреннюю бездну. Когда в нас не стало Света Христова, то что мы можем в себе иметь?..

– Вы говорите, что мы далеки от состояния истинных христиан. Каким же может быть послание Воскресения людям, только по имени являющимся христианами?

– У нас сейчас идет период Святого и Великого поста, когда нам следовало бы глубоко задуматься о смысле своей жизни, о том, что мы такое и кем хотим быть. Так хочу ли я действительно жить? Хочу ли быть живым?..

Архимандрит Иларион (Дан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Cuvantul Ortodox
https://pravoslavie.ru/122604.html