21.01.2018

Воскресный листок №3 (211)

Смывает ли купание в проруби грехи

Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция. Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал: «несмотря на стужу, с древних времён живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани».

Богоявление

Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Иоанн Предтеча после долгого поста пришёл с проповедью к Иордану – эта река считалась у иудеев священной, в ней совершались очистительные омовения.

Именно здесь пророк стал проповедовать Царство Божие, призывать к покаянию и крестить людей, омывая их от грехов – это было прообразом того Таинства Крещения, которое существует ныне. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя израильскому народу и тогда же, согласно евангельскому повествованию, Бог явил Себя как Троицу в видимых образах: как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.

Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.

Народная традиция, а не Таинство

Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству. На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.

На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» — как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение. После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».

Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки. В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.

Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.

На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни. Считалось, что благополучие хозяев дома в будущем зависит от того, насколько щедро они угостят колядующих и угодят их прихотям.

Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.

Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.

Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом. Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния и Евхаристии при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.

Источник: https://cyrillitsa.ru/

Является ли вода в водопроводе 19 января святой?

Ответы протоиерея Максима Козлова на вопросы о святой воде.

- Слышала, что 19 января вся вода в водопроводе также является святой. Так ли это?

- Хочется спросить – а где слышали? В какой газете прочитали, или какая кумушка по какому радио наговорила? Ведь в Церкви Вы не могли такого услышать. Это значит, сведения наши о крещенской воде исходят не от того, что мы в храме побывали, а от того, что что-то где-то кто-то сказал, и в какой-то газете что-то прочитали. Да есть такое мнение нецерковных СМИ и разных кумушек. Но мнение это восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: — действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.

- Чем отличается освященная вода 18 января от освященной 19-го?

- Вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой (именуемой также великой агиасмой).

- Как пользоваться святой водой?

- Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Протоиерей Максим Козлов, "Татьянин день"
http://archive.taday.ru/vopros/20305/23529.html