Воскресный листок №52 (208)

История русского календаря и нового года

При Византийском императоре Константине Великом 325 году в городе Никее состоялся Первый Вселенский Собор (Σύνοδος), на котором присутствовали 318 епископов, среди них были: Святой Афанасий Великий, Святой Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский. На I Никейском Вселенском Соборе 325 года было установлено правило: праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, а празднование начала церковного года перенести на 1 сентября, вместо 1 марта.

Счёт времени, употреблявшийся в Византии, относит дату Сотворение мира к 1 сентября 5508 года до нашего летосчисления (т.е. до Рождества Христова, или до н.э), поэтому 1 сентября отмечалось в Византийской империи, как начало года. Византийская эра была принята греками в 7 веке….

В X веке приняв христианство и византийское летосчисление от Сотворения мира, Древняя Русь сохранила до конца XV века (до 1492 года) дохристианское весеннее празднование Нового года 1 марта, а не 1 сентября, осенью, как было принято в Византии. До принятия христианства на Руси, счёт времени вёлся весенними годами, а не осенними, как это было принято в Византии. Древнерусская система летосчисления X- XIV веков велась от Сотворения мира, а начало года праздновали 1 марта.

На монетах X- XIV вв. все цифры тысячелетия в году не указывались. Например, указание года 207, означало 7207 год от Сотворения мира. Для перевода 7207 года в новое летосчисление от «Рождества Христова» — следует вычесть число «5508». Следовательно, монета датированная 207 годом относится к 1699 году.

На рубеже XIV – XV в.в. в древнерусских летописях появляются записи о 1 сентября, как начале года. С этого времени Новый год, начинался с 1 сентября, празднование его сохранился в России до известного царского Указа Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира.

По Указу царя Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира в России вводился юлианский календарь, ведущий летосчисление от Рождества Христова. Для того, чтобы перейти на новый календарь с летосчислением «от Рождества Христова» следовало в старом календаре от «сотворения мира» от года 7208 отнять 5508 лет.

В Указе Петра I предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Принятие Россией летосчисления по юлианскому календарю во многом облегчало торговые, культурные и научные связи с Европой, хотя во многих странах Европы в 16 -17 веках уже было принято летосчисление по григорианскому календарю.

Своим указом царь Петр I велел празднования Начала года перенести с 1 сентября на 1 января.

В указе царя предписывалось всем отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».

Царь Петр I повелел украсить здание Гостиного двора еловыми, сосновыми ветвями, а государственным людям и боярам велено было на праздник надеть европейское платье. Первую елку в Москве поставили также в канун Нового 1700 года на Красной площади, в знак веселья был устроен для народа праздничный новогодний фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

О скифском монахе Дионисе Малом.

Принятие новой эры, ведущей счёт от рождения Христа, предложено было Папой Иоанном I (с 523- 526 г.), по заданию которого его архивариус, скифский монах, Дионисий Малый (Эгзегиус -exiguous — малый) в 525 году проводил вычисления дней празднования христианской пасхи и составил таблицу расчётов Пасхалии на 95 лет.

Скифский монах Дионисий совершенно не располагал никакими данными о точном времени рождения Иисуса Христа, эта дата была принята им условно. Дионисий высчитывал год рождения Христа посредством расчётов, не имеющих ничего общего с наукой. Дионисий не знал нулей. В 1202 году европейцы познакомились с арабскими цифрами и математическим понятием «ноль», от арабов. О «ноле» арабы узнали из языка ариев — ведического санскрита. Римскими цифрами невозможно изобразить «ноль» — X — 10, или LX -60, или CXX -120, а ноль -?

По подсчетам Дионисия Малого, Иисус Христос родился 25 декабря через 753 года после основания Рима. 753-й год от основания Рима скифский монах Дионисий назвал первым годом после Рождества Христова (Anno Domini).

Даты дней пасхи Дионисий Малый записал в годах эры «от рождества Христова» и в месяцах юлианского календаря, повсеместно принятых в Римской Империи. Пасхалии Диониса или пасхальные таблицы существенно облегчило христианам расчёт даты пасхи.

Расчёты скифского монаха Дионисия Малого использовались римской церковью с 533 года, когда и было введено летосчисление новой эры.

Эрой Диониса называют счёт лет от Рождества Христова. К колыбели родившегося Младенца Иисуса Христа пришли волхвы — по-гречески «маги». В евангельские времена магами (Волхвами) на всем пространстве Римской империи и Востока называли, именно, персидских жрецов, последователей пророка Зардешта, так как в греческом языке нет звука «Ш», его имя по-гречески Зороастра — «Сын Звезды». Исследователи полагают, в Вифлееме побывали персидские маги, жрецы и толкователи священной книги пра-ариев Авесты, последователи Зороастра.

Эра Дионисия или летосчисление от Рождества Христова распространялась на Западе Европы начиная с 6 века, а к 19 веку её приняли во всех христианских странах и многих не христианских странах.

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (915) 326-96-11 info@darnahram.ru