20.09.2017

Воскресный листок №38 (194)

Бог у тебя в душе? Знаешь ли ты, что это значит?

Наверняка все слышали выражение «Бог у меня в душе». Подобные слова обычно произносят нецерковные люди, которые таким образом оправдывают свою непричастность к Церкви. Как бы и от Христа открыто не отрекаться, и в храм не ходить? Удобнее всего сказать: «Бог у меня в душе». Человек, может быть, «Отче наш» не знает, но утверждает то, о чем постеснялись бы сказать Серафим Саровский или Сергий Радонежский.

Впрочем, был один святой, который дерзал говорить так. Это апостол Павел. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), – написал он однажды. Но на страницах своих Посланий он раскрыл значение этих слов. Это именно тот текст, который сегодня перед нами. Из него мы видим, что значит иметь Господа в душе. Оказывается, близость к Всевышнему есть великое крестоношение, серьезный подвиг, дающийся огромными трудами.

«Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:7–11).

Чем выше человек, носящий в себе Бога («сокровище сие»), тем более он рискует быть непонятым теми, кто этого сокровища не имеет. А следовательно, стать ненавидимым и гонимым: «Мы отовсюду притесняемы». Имеющий в себе Господа становится причастным страданию и смерти Иисуса Христа, как бы продолжает их в себе. Апостол до такой степени проникнут чувством единения с Богочеловеком, что говорит: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса».

Что значит эта мертвость? Омертвение для греха. Испытания и искушения от диавола и мира, но не по грехам, а незаслуженные, ибо скорби Христовы есть безвинные мученические страдания. Мертвость Христова предполагает очищение от страстей и отсутствие какого-либо влечения к мирским соблазнам.

Все это и значит «иметь Бога в душе». И рождается вопрос к тем, кто говорит так. Знают ли они, что такое очищение от страстей и безвинное страдание, смерть для мира и греха?

С другой стороны, апостол являет и жизнь Иисусову, ту силу, какою обладает Христос в состоянии своего прославления. «Чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем», – пишет он. Носить в себе Христа – значит иметь в себе Царствие Божие, познать Фаворский свет Преображения, всегда пребывать с Богом Отцом. Такова жизнь Иисусова, воспринятая верующим в Него. Если смерть Иисусова есть мертвость для мира и греха, то жизнь Иисусова – пребывание в Боге и с Богом. Имеющий Господа в душе должен знать оба состояния: и смерть, и жизнь Иисусову.

«Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах», – продолжает апостол. Если в ком-то живет Господь, он обязан понимать, что Бог есть главное сокровище бытия, а он сам – глиняный сосуд, т. е. слабое, легкосокрушимое создание. Отсюда в человеке рождается важнейшая христианская добродетель – смирение. Есть ли оно у тех, кто объявляет о присутствии Творца в своем сердце?

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены». Как бы церковному человеку ни было тяжело, он не будет стеснен, потому что с ним главное сокровище человеческого бытия – Бог. Настоящий христианин никогда не станет роптать, жаловаться, негодовать, упрекать, протестовать, требовать справедливости, добиваться каких-то особых удобств и комфорта. Он будет говорить так, как апостол Павел: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11). Он постоянно будет прославлять Господа. Так что, если имеешь в себе Бога, не ропщи, никого не ругай, терпи скорби и благодари Творца. Будь притесненным, но не стесненным.

И самое главное – человек, в котором действительно живет Господь, всегда готов к смерти. «Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса» – эти слова Павла означают, что апостолы всегда находились в опасных для жизни обстоятельствах. Они были близки к гибели так часто, что в своем сердце как бы заживо похоронили себя ради Иисуса Христа. Ученики Христовы не боялись смерти! «…Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21), – писал Павел. Носящий в себе Бога должен чувствовать то же самое.

Например, объявят ему: «Тебе сегодня умирать». Он, конечно, по-человечески испугается, но, скрепившись, ответит: «Что ж, умирать так умирать. Со Христом умирать не страшно». И умрет. А попробуйте сказать нецерковному человеку, считающему, что у него Бог в душе: «Друг, ты сегодня умрешь». Он со страха в обморок упадет.

Итак, апостол Павел сегодня набросал для нас внутренний портрет человека, в котором обитает Христос. Такова цель христианской жизни: ведь мы и должны стать храмом Божиим, вместилищем Божества. Но точно ли можно говорить о том, что путь уже завершен и цель достигнута, если человек еще и не вставал на начало пути, ибо он еще даже не пришел в Церковь? Так мы можем ответить тем, кто уже считает себя храмом. А для людей церковных (ставших на этот путь) пусть сияет в конце этой стези, как некий светильник, образ, начерченный апостолом Павлом в нынешнем апостольском чтении, как цель и направление христианской жизни.

Сергей Комаров
Источник: Портал «Православная жизнь»

Где нельзя ставить иконы

В старину в каждой избе иконы располагались в одном и том же месте – в красном углу. Как правило, красный угол находился в восточной части дома, возле окна. Иконы стояли там веками, а потому ни у кого не возникало вопросов о том, как правильно размещать их.

Помещения в доме и окружающие предметы

Жестких правил по поводу того, где можно, а где нельзя размещать иконы, не существует. Для того чтобы расположить их правильно, достаточно просто руководствоваться здравым смыслом. Поместить иконы можно в любом помещении дома: в гостиной, в детской и даже в кухне. Не воспрещается держать иконы и в спальне. Если брак супругов официально зарегистрирован, то в этом не будет никакого греха. Однако в санузле иконы будут, конечно, неуместны.

Не следует размещать иконы и рядом с телевизором, магнитофоном, компьютером или другой техникой. Просто потому, что молитва требует сосредоточенности, а эти предметы даже в выключенном состоянии могут по привычке привлекать к себе ваш взгляд, а, следовательно, и отвлекать вас.

Не стоит размещать иконы там, где вы храните косметику, книги светского содержания, игрушки и статуэтки. Иконы не должны соседствовать с постерами с изображением певцов, артистов, спортсменов и других известных людей. Всем известно отношение религии к таким своеобразным кумирам. Не должно быть рядом с иконами картин или репродукций, даже если они религиозного содержания. С иконами они не имеют ничего общего.

По этой же причине священники не советуют держать возле икон фотографии. Не важно, кто на них запечатлен: близкие вам люди или праведные монахи и старцы.

Как обустроить красный угол?

Лучше всего выделить для икон отдельное место в квартире и поместить их на полку или высокий столик. Если есть возможность, идеально расположить иконы в восточном углу квартиры или дома. Однако если такой возможности нет, в этом нет ничего страшного.

Полочка с иконами должна находиться на уровне ваших глаз или чуть выше. Полку можно украсить нарядным полотенцем. Лампадку ставят или вешают перед иконами.

Две центральные иконы, Спасителя и Божьей Матери, должны располагаться выше других икон. Хотя это не касается икон Святой Троицы и Тайной Вечери. Если стоять лицом к красному углу, то икона Спасителя должна находиться с правой стороны, а Божьей Матери – с левой. Ниже них или по сторонам можно поместить иконы близких вам по сердцу святых: Святого Пантелеймона, Николая Чудотворца и других. Затем можно поставить именные иконы, то есть тех, святых, которые считаются покровителями членов вашей семьи.

Не стоит гнаться за количеством икон и роскошным убранством красного угла. Главное, чтобы вам хотелось молиться, говорят священники, а все остальное - не так уж и важно.

Источник: https://cyrillitsa.ru/