Воскресный листок №52 (158)

Из вопросов священнику о посте

— Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»?

— Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам. Но пост — это свидетельство нашего желания быть верным Христу. Постился Сам Господь, постились Матерь Божия, пророки, апостолы, постились все, кто хотел быть со Христом и в этой жизни, и в будущей. Если мы обращаемся к современному человеку, который только начинает размышлять о смысле жизни и, может быть, делает первые шаги к Церкви, то говорим, что поститься нужно и для здоровья, потому что тело наше является помощником в нашем духовном труде. К своему телу нужно относиться правильно — и не отягощать его излишествами, и не подвергать его трудам непосильным. Держать его в разумной строгости — это совершенно нормально. Но эта строгость должна соответствовать нашему внутреннему состоянию, здоровью, образу жизни, работе... Важно учитывать, что мы живем еще в таком большом городе, где у всех людей большие психологические нагрузки, а здоровье не очень крепкое. Поэтому пост современному человеку прописывается самый облегченный. Я думаю, что не только в миру, но и в монастырях все-таки идет тенденция снисхождения к немощи людей, для того чтобы не ослабли наши силы. Постимся, но по уставу, который учитывает наши немощи. С одной стороны, мы говорим про здоровье, которое укрепляется постом — это для начинающих, чтобы как-то их увлечь... Попробуй поститься и сам сделай вывод. Согласись, что много болезней от переедания, и ограничь себя сначала в еде. Что касается духовной жизни, то здесь слово уже для людей серьезных: пост — это узда на наши страсти. Множество грехов и страстей питаются от нашего самолюбия, сластолюбия и саможаления. Эта группа страстей, развивающихся от угождения плоти, так и называются «плотскими» или «телесными». Если плоть держится в строгости, то эти страсти не получают себе пищи. Есть очень хорошая мысль: отними у страстей пищу, и ты лишишь их силы, — так говорили святые отцы. Если к мясной лавке прибегают собаки, которые привыкли, что им бросают кости и остатки мяса, то, чтобы они не прибегали и не докучали, нужно перестать их кормить. То же самое со страстями: нужно отнять у них пищу. К сожалению, современному человеку это трудно понять и исполнить. Это трудно донести до людей, которые привыкли к постоянному комфорту, ведь этим комфортом человек себя везде окружает — посмотрите на современные дорогие машины и квартиры; многие не могут жить без «брендовых» телефонов и самой модной одежды; есть люди, которые отдыхают только за границей и покупают продукты в лучших магазинах. Многие любят посещать всякие заведения — кафе, рестораны, где они расслабляются, едят, пьют, отдыхают. Таких людей меньше в провинции, но в мегаполисах их достаточно. Пост в этом смысле предполагает ограничение, если не исключение этих удобств. Во время поста разумная строгость ставится на первое место. В пост нужно себя удерживать от посещения гостей, застолий, от винопития и праздного веселья, от всяких юбилеев и праздников и т.д., где именно плоти дается возможность для расслабления. Ведь когда плоть уходит из-под надзора, тогда она начинает распоясываться. А вольность для плоти — это открытая дверь для входа в нашу душу страстей, которые сразу начинают диктовать свои требования. К телесным страстям относятся блуд, праздность, чревоугодие, многоспание, пьянство и всевозможные виды гнева — такие, как сквернословие, ругань, месть и т.д. Т.е. эта группа страстей усиливается там, где люди не знают поста. Поэтому, чтобы успешно бороться с грехом, пост должен быть взят на вооружение.

— Батюшка, что вы можете пожелать постящимся в Рождественский пост?

— Постящимся, конечно, хочу пожелать радости. Впереди событие Рождества Христова, ради которого мы и постимся и к которому готовимся. Пожелать, чтобы радости поста превосходили его труды. Но это не сразу. Мне кажется, надо попоститься все четыре поста, и тогда труды и ограничения уже не будут так болезненно ощущаться. Мы начнём жить иными ценностями и другими ориентирами. Вот здесь бы хотелось пожелать такого духовного подъема: не унывать, что пост пришел, не считать, как пишет Лествичник, дней до окончания поста, не бегать заранее по магазинам, чтобы закупиться на праздничный стол. Конечно, в пост — побольше добрых дел дай Бог всем нам делать. Обуздывать наши страсти, которые портят, отравляют нашу жизнь. Учиться новым качествам, т.е. тем добродетелям, о которых говорит Евангелие. В пост, как говорили древние люди, затраты на постную пищу были меньше, появлялся излишек — вот этот излишек предназначался на дела милосердия, благотворительность. Чтобы с постом уходили из жизни зависть, раздражительность, злоба и т.д. Т.е. человек, правильно постившийся, — это человек обновленный, одухотворенный. Это человек, который благодать Божию принимает в свое сердце, и, конечно, этим светом, радостью и миром он делится и с другими. И с такими людьми все время хочется быть рядом, от них получать это тепло и любовь — дай Бог, чтобы этого было побольше в нашей церковной жизни, таких солнышек, которые могли бы согревать других людей.

С протоиереем Андреем Овчинниковым
беседовал Никита Попов
20 декабря 2016 г.

Автор:

Храм Крестовоздвижения, с.Дарна
Истринский район, село Дарна 145591 Московская область Москва
+7 (915) 326-96-11 info@darnahram.ru