Радиостанция Победа

21.05.2016

Воскресный листок №21 (127)

Об уме

Третья молитва Святого Златоуста звучит: "Господи, умом или помышлением, словом или делом согреших, прости мя". Необходимо обратить внимание на очередность слов в этой молитве, обычно мы по-другому считаем про грехи, в основном говорим только о делах, а нет, сначала умом, помышлением, словом, только потом делом. Выстраивается правильная иерархия оценки греховных поступков.

В чем разница между умом и помышлением? Умом человек грешит тогда, когда он стал на какую-то мысленную дорожку и идет по ней, и не хочет сворачивать. Например, он уверен, что его нация самая лучшая на свете, а все остальные это недочеловеки. Это грех ума, гордыня, проявляющаяся в грехе ума, в убежденности какой-то лжи.

Или он считает, что греши как хочешь, Бог все нам простит. Это он согрешает умом, это мысль, утвердившаяся в его сознании, а помышлением человек согрешает, когда к нему приходят разные помыслы, приходят и уходят. Допустим, разговаривает с кем-то и вспылил человек, мысль к нему пришла гневная, и он зажегся, потом потух - это он помышлением согрешает.

Ум это накатанная дорога, помышление это такие вторжения помыслов в сознание человека. Потом словом, слово - это исповедальная вещь, человек через слова, исповедуется, он постоянно говорит о чем-то сокровенном, одевая сокровенное в одежки различных слов, иначе он говорить не может, если он говорит иначе, то это получается дьявол во плоти.

Христос удивлялся: "Фарисеи, как вы можете говорить доброе, будучи злы, ведь от избытка сердца говорят уста" - т.е. уста говорят от избытка сердца, чем сердце полно, тем уста и говорят.

Например, стоят мужики-таксисты, ждут клиента, а ты стоишь неподалеку и слышишь, о чем они говорят, сто слов в минуту, ни одного русского, взрослые люди, у которых есть жены и дети, которые ругают своих детей, если слышат подобное, но сами говорят, как бесы, т.е. человек исповедуется вслух в том, что живет в его сердце. Если он так выражает свои мысли, значит он имеет такое нутро. Если ум стал на какие-нибудь кривые лыжи, потом помыслы постоянно бомбардируют твое сознание, слова твои обличают в тебе гордеца, сребролюбца и блудника, т.е. ты всем завидуешь, хочешь денег и любишь блуд. Соответствующие дела словам, помыслам и уму будут у этого человека.

Поэтому Святой Иоанн Златоуст и выстраивает нам правильную иерархию греха. Надо бороться со словами, добираться до помыслов и менять ум, т.е. надо ум поменять в человеке, чтобы было все по-другому.

Протоиерей Андрей Ткачев

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Дея. 9, 32-42; Ин. 5, 1-15). "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже". Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, большому, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.