Радиостанция Победа

21.02.2016

Воскресный листок №8 (114)

«В СОБОРЕ ПРОВОДИТ ВСЁ ВРЕМЯ, ИНОГДА ЗАБЫВАЕТ ПОЕСТЬ»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в отчетах уполномоченного по делам религии (1955 год)

В день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина), портал Православие.Ru впервые опубликовал два крайне интересных свидетельства о старце с противоположной – богоборческой – стороны. Речь идёт об отчётах псковского уполномоченного по делам религии А.И.Лузина, найденных в архивах насельником Сретенского монастыря иеродиаконом Феофаном (Бортниковым).

clip_image002.gif Один из главных вопросов, которые курировали уполномоченные по делам религии на местах, был посвящен духовенству. Уполномоченный по Псковской области А.И. Лузин в своих отчетах дает краткие характеристики тем священнослужителям, которые его наиболее интересуют. Конечно же, особый интерес у него вызывают священники, недавно освободившиеся из мест заключения по «58-й статье».

14 июля 1954 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР об условно-досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых заключенных. А через полтора года, 8 декабря 1955 года, Совет по делам Русской Православной Церкви разослал циркулярное письмо, в котором поставил перед местными уполномоченными задачу выявлять «лояльное» духовенство на местах для негласного сбора информации среди клира и прихожан.

В этой части Отчетно-информационного доклада по Псковской области за второе полугодие 1955 года мы впервые встречаем имя архимандрита Иоанна (Крестьянкина), будущего насельника Псково-Печерского монастыря и знаменитого старца. Приведем несколько чрезвычайно интересных и неожиданно поучительных цитат из отчета:

«Зарегистрировано 6 священников помимо вновь посвященных, из них 4 священника прибыли из лагерей, которых освободили досрочно (видимо, по указу от 14 июля 1954 года). Все они отбывали наказание по статье 58 п.10, из которых заслуживает внимания: КРЕСТЬЯНКИН Иван Михайлович 1910 года рождения. До ареста учился в Московской духовной академии и служил в московских церквях. С 1950 по 1955 находился в лагерях. Прибыл в Псков по направлению Патриархии.

Прежде всего, отличается от всего духовенства фанатичностью. Служит в соборе третьим священником. В соборе четыре священника и служат понедельно, ноКрестьянкин в соборе проводит все время. Не ограничиваясь только проповедничеством во время богослужения, проводит беседы с отдельными верующими, которые к нему обращаются; от себя не отпускает до тех пор, пока его не поймет собеседник.

В Рождественное богослужение он служил раннюю Литургию с 5 часов утра. После окончания, давая крест, он каждого поздравлял с великим праздником. После окончания ранней, вместо того чтобы идти домой, остался сослужить позднюю (две Литургии в один день служить невозможно). Из собора ушел последним, около 3 часов дня, а в 4 часа опять пришел в собор для подготовки к вечерней службе. Иногда даже забывает поесть».

Напротив фразы «иногда даже забывает поесть» в докладе на полях стоит вопросительный знак, и это предложение подчеркнуто авторучкой синего цвета. Вопросительный знак и подчеркивание в характеристике, которую дал уполномоченный в своем отчете, не были случайными. Уже через год отец Иоанн покинет Псков на несколько лет, однако в последующих отчетах еще будут упоминания об отце Иоанне.

Наконец, в настоящем отчете есть еще одна интересная история.

В Пскове на территории Мироносицкого кладбища стоит храм, который в 1955 году был приписан к кафедральному собору. Священники собора, а среди них и отец Иоанн (Крестьянкин), изредка служили в кладбищенском храме. И именно там у него возник конфликт с Архитектурным отделом Пскова. Суть конфликта состояла в том, что на Мироносицком кладбище перед церковью были похоронены три священника, могилы которых загораживали вход в часовню, где находились недавно обнаруженные древние фрески. Реставраторы собирались перенести могилы священников, но об этом узнал отец Иоанн и запретил это делать. Батюшка нанял мастеров для ремонта оград и облагораживания могил, так как они были заброшены и находились в плохом состоянии, а сам срочно выехал к правящему архиерею и вместе с ним отправился к уполномоченному. Вот, что пишет уполномоченный Лузин о своем посещении владыкой Иоанном (Разумовым) и отцом Иоанном (Крестьянкиным):

«Ко мне приехали оба, епископ и священник Крестьянкин, последний в взволнованном состоянии стал мне доказывать неправильность действия архитекторов. Я ему спокойно ответил, что напрасно по такому пустяку беспокоил епископа, надо было бы обратиться непосредственно ко мне, и вопрос был решен. Просьба была удовлетворена, так он для проверки ежедневно посещал кладбище и следил, чтобы архитекторы-реставраторы не нарушили могил его собратьев. С каждым днем его слава растет как наставника и проповедника среди верующих».

И автор этой заметки, вспоминая архимандрита Иоанна, когда ему уже было за 70, может лишь подтвердить, что таким же искренним и пламенным батюшка оставался до конца своих дней.

Публикацию подготовил иеродиакон Феофан (Бортников)

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Иак. З, 1-10; Мк. 11, 11-23). У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, - и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а в существе дела недостойные одобрения. Кто же такие? Которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, - держат только в уме предметы веры. И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны, и дела исправные являют только дотоле, пока нельзя скрыть неисправности в них, а когда можно, не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться в церковь идет и на виду всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться перед домашними. Но как скоро один и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет. Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда изреченного над смоковницею.