Радиостанция Победа

14.02.2016

Воскресный листок №7 (113)

Отказ мира от Евангелия станет концом истории, – патриарх Кирилл

Отказ мира от Евангелия и тех ценностей, которые оно провозглашает, станет прямым путем к уходу христианства с исторической сцены и, соответственно, к концу истории как таковой, об этом заявил патриарх Кирилл.

В своем обращении 2 февраля к архипастырям Русской Церкви, Святейший Патриарх напомнил, что в основании Православной Церкви лежит Божественное Откровение, сообщает сайт «Патриархия.ru».

– Для нас, христиан, представления о ценности человека и его высшем предназначении, о добре и зле, о правде и лжи зиждутся на учении Самого Господа, которое дошло до нас благодаря Священному Писанию и Преданию Церкви. Мы призваны полагать это учение в фундамент нашей жизни, призваны созидать личную и общественную жизнь на основании Божественных заповедей и установлений, – отметил Первосвятитель.

При этом, как считает Предстоятель Церкви, общество, в котором нет места понятиям долга, самопожертвования, человеческой солидарности, обречено.

– Если назвать уход от христианских корней нашей цивилизации «прогрессом», то только в том смысле, в котором мы говорим о прогрессировании смертельной болезни. Отказ от евангельских ценностей как основания нашей цивилизации – прямой путь к уходу христианства со сцены истории, а значит, как мы знаем, к концу истории как таковой, – выразил уверенность Святейший.

В связи с этим, патриарх Кирилл призвал архипастырей и всех верующих вцелом не забывать, что Евангелие дано для преображения человека, для того, чтобы люди знали, каким человек может стать, если он пойдет вслед за Христом.

– Иными словами – Евангелие и традиция – о будущем и для будущего, а не только и даже не столько о прошлом, – подчеркнул Первосвятитель.

– Сегодня я особенно хотел бы призвать всех вас, а через вас – и пресвитеров побуждать паству к подвигу христианской жизни. Призывать каждого быть настоящим, вдумчивым, искренним христианином, верным сыном Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным. Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается, – сказал Святейший Патриарх.

По словам Первосвятителя, «нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское», и поэтому все христиане «избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность».

Почему на иконах изображают солнце, луну и звезды?

Традиция изображения звезд и созвездий в христианском искусстве уходит в глубокую древность. Мы видим их красные вспышки на таинственных белых сводах римских катакомб, встречаем золотое сияние в равеннских мозаиках V–VI веков, разглядываем причудливые гримасы светил на пергаментах византийских рукописей, в так называемых «Космографиях», описывающих устройство Вселенной. Изображения зодиакальных знаков мы обнаруживаем и в христианских базиликах Европы XII–XIII веков, и в храме Ильи Пророка XVII века в Ярославле: на фресках свода галереи мы можем увидеть золотую небесную сферу с символами созвездий, а центром Вселенной здесь является место слияния Которосли и Волги.

Небесные тела являлись свидетелями и даже участниками главных событий христианской истории, вспомним идущую перед волхвами звезду Рождества Христова (Мф 2:9). Поэтому их изображения гармонично встроены в соответствующие сюжеты. В сцене Распятия по сторонам от крестного древа почти всегда присутствуют два диска красного и серебристого цветов. Это знаки солнца и луны. Оба этих светила представлены и в сцене Страшного Суда, в верхней части, где ангелы свивают небо (Откр 6:12–14).

Православный христианин верует, что не звезды руководят его жизнью, а Бог. Поэтому изображения светил и даже зодиакальных знаков лишь напоминают нам: созданные в четвертый день творения (Быт 1:14–18), вместе со всем тварным миром призванные хвалить Господа (Пс 148:1–4), небесные тела участвуют во вселенском богослужении и подчиняются воле своего Творца.

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.